Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 16

Марксизм как философское учение появился за долго до Маркса, но до него материалистически объясняли только природу. В понимании общественной жизни господствовал идеализм: Общественное событие объяснялось мыслями и желаниями людей в первую очередь выдающимися личностями. Маркс был первым философом сумевшим распространить материализм по области общественной жизни. Он показал как мысли и желания людей определяются материальными условиями их жизни. Маркс указал на то, что в основе общественной жизни лежит производство материальных благ, человек не может жить, не производя материальных благ. Материальное производство имеет общественный характер. В процессе производства между людьми возникают производственные отношения в первую очередь в первую очередь по поводу собственности. Эти отношения складываются по мимо желаний и возможностей людей в зависимости от уровня развития орудий труда, эти отношения Маркс называл материальными или общественным бытием. Они определяют материальные интересы людей, а интересы порождают соответствующие политические, правовые, семейно-бытовые, нравственные и прочие идеи и теории создаваемые людьми, т.е. общественное сознание т.о. не сознание людей и не какое-то над человеческое сознание (бог), а производство материальных благ является основой жизни общества глубинной причиной происходящих в обществе событий.

Маркс с материальной позиции объяснил и движущие силы общественного развития. Материальное производство существует всегда в виде конкретного способа производства состоящее из 2-х основных компонентов: 1) производственные отношения (по собственности, распределение функций в процессе производства, обмена деятельностью, распределение потребления); 2) производительные силы (люди + техника).

Определённому уровню развития производительных сил соответствует определённая форма производственных отношений. Производительные силы более динамичный элементы сил производства находящиеся в состоянии развития, производственные отношения более устойчивый консервативный элемент. Наступает момент, когда существующие производственные отношения становятся тормозом развития производительных сил, падает производительность труда, снижается уровень благосостояния людей, растёт недовольство граждан, в обществе наблюдаются кризисные явления. Осуществляется корректировка системы производственных отношений методом реформ или революций общество переходит на новую ступень развития т.о. расширяя сложные противоречивые отношения между  производительными силами и производственными отношениями являются внутренними источником, причиной самодвижения материального производства и общества в целом.

Диалектико-материалистическое объяснение общественной жизни ведёт к признанию существования в обществе объективных закономерностей действующих не зависимо от сознания людей с принудительной необходимостью, и которые нельзя отменить или уничтожить по чьей-либо воле или желанию. Попытка действовать не считалась с объективными закономерностями – волюнтаризм. Познавая сущность общественных закономерностей, люди могут оказывать на них обратное воздействие: тормозить или ускорять протекание общественных событий, т.е. сознание обладает относительной самостоятельностью и активностью по отношению к бытию.

2) На основе диалектико-материалистического понимания общества Маркс попытался выявить некоторые закономерности развития человеческого общества и начал с анализа базисных т.е. материальных производственных отношений и прежде всего отношений собственности.