Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 10

1)Следующий период в развитии философии, который называется Философией нового времени. В 17 веке лидерами в плане экономического развития становятся такие страны, как Англия и Голландия. В них происходят буржуазные революции, на смену ремесленному труду приходят производственные мануфактуры. Производство основывается на разделении труда. Развивающееся производство начинает нуждаться в научных рекомендациях, тем самым, стимулируя развитие науки. Вообще, наука и знания стали рассматриваться в 17 веке как высшая ценность, обладающие практическим приложением и удовлетворением различных потребностей людей. Такое понимание науки первым выразил английский философ Бэкон. Изменение отношения к науке: знания – сила и тот, кто обладает знаниями будет могущественен. Бэкон верил неограниченные познавательные способности человека, в то что по средством научно-технического прогресса будут решены все проблемы человеческого существования. Бэкон написал сочинение “Новая Атлантида”, которая тоже является утопией. В отличии от Мора Бэкона мало интересовали вопросы общественного устройства. Гораздо больше внимания он уделял описанию технико-научных открытий и технических изобретений, которые сделаны жителями новой Атлантиды. Это открытие способа возращения молодости, способы опреснения воды, производства синтетической пищи, построения подводных лодок и летающих аппаратов, регулирование погоды и вечные двигатели.

2)Декарт считается основоположником новой европейской философии. По его мнению, философия должна опираться на положительную идею истинность. Он сходит на позиции крайнего скептицизма, отвергая всё, в чём можно хоть немного усомниться. Сомнительно существование Бога, мира и даже собственного тела, несомненно, лишь положение: ”Я мыслю, – значит, я существую”. Таким образом, человек был объявлен единственной несомненной реальностью. Это целый переворот в сознании людей нового времени. Они отказались от идеи Бога, с помощью которой отвечали на вопросы о происхождении мира, решали проблемы смысла жизни, строили систему жизненных ценностей. Философия возвеличивала человека и его разум, которые становятся отныне исходной точкой для понимания мира и истины. Вместо ориентации на вечность, на заботу о спасении души, человек переориентировался на земную жизнь, материальные интересы и благо. Стал более приземлённым и расчетливым. Декарт является одним из наиболее крупных представителей дуализма. Дуализм – это философское учение, исходящее из признания равновесными не выводимыми друг из друга двух начал: духа и материи, идеального и материального. Дуализм – противопоставление монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящего из признания лишь одного начала. Декарт разделил всё существующее на мыслящее первоначало (дух) и протяжённое (материя). В человеке эти два первоначала соединены как тело и душа. Из дуализма Декарта следует, что душа является частью человеческого существа, как учит христианство. И хотя Декарт утверждал, что кроме двух первоначал существует Бог, который их сотворил, отношение к его учению было спорным. Римский папа внёс труды Декарта в списки запрещённых для чтения книг католиками. Потом французский король преподавания картезианства на всей территории королевства.