Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 6

3)Термин киник от греческого прилагательного “ киникос ” – собачий. Киническая философия в буквальном смысле слова означает “собачья” философия. Наиболее яркой особенностью кинизма было сведение всех своих потребностей к элементарным, максимальное упрощение. Отказ от обладания каким-либо имуществом. Киники думали, что боги дав людям самое необходимое для жизни, обеспечили им лёгкое счастливое существование. Люди же стремились к материальным благам. Сами себя сделали вечно озабоченными и несчастными. Они несчастливы, так как не имеют душевного покоя, который нарушают потери или боязнь их. Если же ничего не имеешь нечего терять, живёшь спокойно и счастливо. Поэтому Киники отказывались от обладания имуществом, не считали нужным обзаводиться семьёй, не стремились к власти и положению в обществе. Киники презрительно относились к людям, так как считали, что люди не понимают, где истинные, а где ложные ценности и тратят жизнь на достижение последних, но от этого у них нет счастья. Чтобы выразить своё презрение к людям киники воинствующе нарушали нормы приличия, шокирующим обывателя экстравагантным поведением: киники намылись, ходили грязными ногами по дорогим коврам, били дорогую посуду. От названия их учения пошёл термин цинизм – означает обязательно, отрицательно насмешливое отношение к ценностям принятым в обществе. Призирая людей, киники отрицали и принятую систему ценностей, все искусственные и надуманные понятия о правилах приличия. Они считали, что жить надо, никого и ничего не боясь, и не стыдясь, в том числе и общественного мнения. Они были очень мужественными, открыто пойдя наперекор общественному мнению. При этом их нельзя упрекнуть в безнравственности. Напротив они считали – цель жизни прожить её добродетельно и благородно, бедность помогает этому, богатство мешает. Это был второй аргумент в пользу отказа от имущества.

4) Термин “скептицизм” происходит от греческого ”скептик” – сомнение. Скептики сомневались в возможном познании мира. Скептицизм бывает крайний, полный и умеренный. Умеренный – сомнение в возможности познания вещей определенного рода. Крайний упрочнялось возможность познания вещей и явлений, каких бы то ни было. Ярким представителем полного скептицизма был Перрон. Он ознакомился с философскими с научными теориями своего времени и пришёл к выводу, что они противоречат друг другу не вольно тем самым, доказывая, что мир непознаваем. Всё относительно. Об одной и той же вещи можно сделать противоположные абсолютно утверждения. В природе нет ни прекрасного, ни безобразного, несправедливого, ни несправедливого. Всё это выявляется, когда люди делают суждения и именно эти суждения заставляют их радоваться и страдать. В этой ситуации для достижения счастья, сохранения спокойствия и невозмутимости, самое лучшее, что можно сделать – воздерживаться от каких-либо суждений. К примеру, на провоцирующий вопрос: “А не умер ли ты, Перрон?”, он твёрдо отвечал: ”Не знаю”. Таким образом, скептики исходили из принципа: не знаю, а потому живу, как живётся, воздерживаясь от суждений, следуя обычаю или здравому смыслу.

5)Представители этого философского учения собирались в красиво расписанном афинском портике (крытая колоннада). Портик слово латинское, от греческого “стоя” – отсюда и название мировоззрения. Учение стоиков – это учение пассивного героизма. Стоики были фаталистами и считали, что в мире существует божественное предопределение всего происходящего, что превращает человека в пассивное орудие судьбы. Наиболее известные представители стоицизма жили в 1-2 веке нашей эры в Риме. Это философ и писатель, наставник императора Неона – Сенека. Последний римский император Марк Аврелий и раб Эпиктет. Империя клонилась к упадку, нарастало ощущение крушения античного общества, шло разложение нравов. Императоры проявляли полнейший произвол, казня и конфискуя имущество по малейшему поводу.

Учение Эпиктета.

“Эпиктет” – приобретённый.