Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 14

в) этот закон отвечает на вопрос как  происходит развитие и дает понимание механизма развития. Гегель раскрывает суть этого закона при помощи категорий количество, качество, мера, скачок. Качество – это совокупность существенных свойств предмета, явления, которое обусловливает их специфику отличия от других предметов , явлений. Количество – это степень выраженности тех ил иных свойств объекта. Качество и количество существуют в непрерывном единстве. Любой предмет явление обладают и качественной и количественной характеристикой. Непосредственное конкретное единство качества и количества Гегель выражал категорией меры. В рамках меры одному и тому же качеству может существовать определенный диапазон количественных характеристик. Предельное количественное значение которое может принимать данное качество называется границами меры. Гегель писал что те или иные предметы или явления могут изменятся, уменьшаются или увеличиваются в количественном отношении, но если эти количественные изменения выйдут за границы меры, то появится новое качество. Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс – переход качества в кол-во. Эти взаимопереходы тоже являются бесконечным процессом. Переход от одной меры к другой, от старого качества  к новому совершается в результате скачка. Скачек, как всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому представляет собой диалектическое сложение, т.е. противоречивое состояние. Старого кач-ва уже нет, нового еще нет.  И одновременно прежнее кач-во еще есть, новое – уже есть. Скачек – это состояние борьбы нового со старым. Оотмирание старого кач-ва и замена его новым. Скачек может принимать бесконечное  многообразие форм в соответствии со спецификой объекта. Быстрые и медленные скачки. Форма мирная или вооруженной войны и т.д. г)Закон отрицания отрицания. Отражает по Гегелю общий результат и форму развития. В названии закона слово отрицание употребляется дважды Гегель тем самым, подчеркивая различия между механическим и диалектическим отрицанием. Механическое происходит при разрешении противоречия между двумя объектами, в результате чего происходит уничтожение одного из них и его дальнейшее развитие невозможно. При диалектическом – происходит при разрешении противоречия внутри объекта одна из противоположных уничтожает другую. На базе оставшейся противоположности происходит дальнейшее развитие объекта и сохраняется возможность для последующих отрицаний. Отрицание представляет собой единство 3х основных моментов: преодоление старого, утверждение нового, приемственность в развитии. Отрицание отрицания образует определенный цикл развития состоящий из трех стадий: утверждение (тезис), - отрицание утверждение (антитезис), - отрицание отрицания (синтез). Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, якобы старому но на принципиально новой качественной основе. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию. Поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Благодаря этому процесс развития поступательный. Поступательность, символизируемая прямой восходящий линией, и повторяемость, символизируемая кругом, придают цикличности вид спирали. Таким образом, процесс развития приобретает форму расширяющейся спирали.

д) Метафизика – противоположность диалектике. Различие по 3-м признакам

1) метафизики слабо учитывает связи, взаимодействия явлений, она изымает некоторый объект из связи его с другими, что не позволяет уяснить его суть, роль в составе некоторой системы, происхождение и перспектива развития.

2) наиболее сложным типом связи оказавшимся непосильным для метафизического мышления является взаимодействие противоположностей, для метафизики характерна односторонность, абсолютизация одной из противоположностей, непонимание сложной противоречивой природы всего существующего в мире. Такое мышление дает лишь жесткие противопоставления по схеме “или –или”, в то время как в реальной жизни предметы и явления характеризуются схемой “и-и”. Метафизическое мышление образно называют черно-белым мышлением. Люди, с таким мышлением не улавливают оттенков, переходов между полосами их связей, мысль шарахается от крайности к крайности.