Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 11

3)В 18 появилось ещё одно из основных философских направлений – субъективный идеализм. Его родоначальником стал ирландский учитель теологии Джорж Беркли. Субъективный идеализм считает мир порождением человеческого сознания. Нет независимого от человека существования мира и вещей. Все вещи лишь компоненты наших ощущений и запахов, звуков, цветов. Получается, что существование вещей полностью зависит от человеческого сознания. Возникает вопрос: Что же такое другие люди? Тоже продукт деятельности нашего сознания. Последовательное развитие идей Беркли ведёт к солинеизму, то есть выводу о том, что существует один единственный человек (субъект), а всё остальное компоненты его ощущений. Стремясь избежать солинеизму противоречащего здравого смысла, Беркли утверждал, что субъект существует в мире не один! Допущение существования нескольких объектов позволяет ему ответить на вопрос, что происходит с вещами, когда та или иная компонента ощущений исчезает из сознания конкретных ощущений. Вещи не исчезают, так как образ, который исчез из сознания одного субъекта, может возникнуть в сознании другого. Но даже, если бы все субъекты исчезли, то вещи не превратились бы в ничто. Они продолжали бы существовать для Бога. Бог – это такой субъект, который не в коем случае не может исчезнуть. Следовательно, не может исчезнуть весь сотворённый им мир вещей. Таким образом, Беркли подходит к объективному идеализму, так как мир оказывается не представлением человека, а божьим представлением. Современником Беркли был второй яркий представитель субъективного идеализма английский философ Давид Юм. Его позиция выражается следующим образом: существует ли внешний мир, как источник наших ощущений этого доказать мы не можем. Наш разум оперирует лишь содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает, то что внешний мир не существует объективно (как утверждал Беркли) мы тоже не можем доказать. Наши восприятия не позволяют ни подтвердить, ни опровергнуть существование внешнего мира, а потому и вопрос о существовании чего-либо за нашими ощущениями не следует ставить вовсе. Такая философская позиция, отрицающая возможность познания окружающего мира – агностицизм. То есть невозможность познания принципов миро устройства не исключает возможность успешных практических действий в текущей жизни. Основанием для наших действий становятся суждения по привычке. Люди быстро привыкли, что после зимы идёт весна, брошенный камень падает вниз, хоть и не знают истинных причин этого. Поэтому, хотя как существо, познающее человек не сведущ и бессилен, как существо практическое, действующее он вполне состоятелен.

Различия между субъективным идеализмом и материализмом:

Материализм: есть человек, есть объективный мир, между ними ощущения.

Идеализм:   Беркли: есть человек и ощущения, из них и вытекает мир.

Юм:      есть человек и ощущения, мир – вопрос.

4)В 18 веке острые социальные конфликты начинают проявляться во Франции и в 1719 году приводят к буржуазной революции. Предшествующие этой революции 40 лет проходили под воздействием, такого широкого и мощного идейного течения, которое получило название просвещения. Оно было широко ориентировано на критику изживавшего себя феодального общества. Сторонники просвещения боролись против религиозной нестерпимости, за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданского мышления и мнения. Философия эпохи просвещения. Гуманистические взгляды, возражение в ней получают своё дальнейшее развитие. Продолжается возвеличивание человека, как активного, свободного и равноправного существа. Выражается вера в безграничные возможности познания и преобразования природы, прогрессивное развитие общества. Разум рассматривается как важнейшая характеристика человека, мерило всего существующего. Для него нет неприкасаемых авторитетов. Все существующие мнения и установления должны встать перед судом разума. Человек должен стать властелином мира и перестроить социальные отношения на основе разума.