Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 29

Первые 25 тыс. лет существования кроманьонцев, когда они вели пещерный образ жизни действовал естественный отбор, шла биологическая эволюция. В то время кроманьонцы жили группами по 25-30 человек, число взрослых мужчин врятли превышало 5-7 человек. Такая группа, представляла собой одну большую семью, глава которой и был отцом большинства детей. В суровых природных условиях, войнах с соседними родами лучшие шансы на выживание имели те племена, у которых был лучше вождь следовательно лучше потомки. Происходил естественный отбор на более высокий интеллект, оптимальные для пещерного образа жизни уровни агресивности,  альтруизма и других качеств определявшихся членами вождя. В процессе биологической эволюции длившейся около 25 тыс. лет предполагается мозг кроманьонца совершенствовался, что подтверждается фактом перехода кроманьонца от пещерного образа жизни к цивилизованному.

2 Цивилизация началась с освоения земледелия и скотоводства вместо животного способа добычи пищи: охоты и собирательства. Только тогда у людей появилось достаточно пищи, чтобы вместо непрерывной борьбы за физическое выживание, кто-то  из членов рода мог бы заняться ремеслом, стать жрецом, воином, торговцем. Стала быстро расти численность населения, и появилась материальная возможность совместной жизни сотен и тысяч человек на относительно небольших территориях. Образовывались селения, города, потом государства. Переход к цивилизации 10-12 тыс. лет назад. С началом цивилизации, образованием поселений и городов, вождь физически не мог быть отцом большинства детей. И его гены не могли играть ведущие роли растворяясь в большом сообществе. В условиях цивилизации исчезла взаимиосвязь между личными качествами вождя и выживанием рода, естественный отбор перестал действовать, биологическая эволюция остановилась. В результате кроманьонский человек оказался как бы  ввергнутым в современную цивилизацию, к которой он биологически не приспособлен т.к. формировался для жизни в пещерах. Поэтому между высокими интеллектуальными и техническими достижениями цивилизации и биосвойствами человека, глубокие возможно неразрешимые, несоответствия, порождающие целый ряд проблем человеческого существования:

1 проблема физического здоровья – большой процент людей с проблемами зрения, глаз эволюционно приспособлен, чтобы смотреть вдаль. В условиях цивилизации глаз нужен для работы вблизи.

2 Большой процент людей с зубными проблемами

3 Проблема психического плана.

Во всем мире растет производство и потребление психотропных препаратов позволяющих справиться с депрессиями, бессонницей, чувствами тревоги. Растет количество алкоголиков и наркоманов. Психика людей приспособлена к медленноменяющемуся пещерному образу жизни, невысокой плотности контактов между людьми, не выдерживает современного ритма жизни и возросшего количества контактов.

4 Проблемы интеллектуального плана. Объем знаний возрастает, а объем интеллекта прежний. Следствие, люди узкоспециализированные. Практически исчезла энциклопедичность познаний. К тому же появляется новая сложная техника, но выясняется что некому с ней работать. Возможности техники превосходят интеллектуальные возможности человека.

5 Проблемы этического плана. В цивилизованном обществе нельзя жить по правилам вполне естественным в пещерой жизни, которые позволяли взять себе любую вещь, понятие частой собственности отсутствовало, вступать в связь с любой женщиной (семей не было), убить и съесть чужого. В цивилизации появляется частная собственность, семья, государство, которые требуют иных форм поведения. Чтобы ввести в обиход правила поведения необходимые для цивилизованного общества, но но противоречащие врожденным инстинктам человека, потребовался авторитет бога. Эти правила гласили: не убей, не укради, не прелюбодействуй. За их соблюдением следили церковь и власть. Со временем их появления прошли тысячи лет, неузнаваемо изменилась жизнь, но люди по прежнему убивают, крадут, прелюбодействуют. Таким образом, происходят все проблемы человеческого существования из-за тысяч анатомически и психически ничем от кроманьонца не отличается и дальше как вид не эволюционирует. Именно этим объясняется отсутствие нравственного прогесса, многообразные проблемы современной цивилизации. За экологическими проблемами и коррупцией явственно прослеживается инстинкт эгоизма. За войнами и терроризмом прослеживается инстинкт агрессии помноженный на инстинкт эгоистичности. Движет современным человеком не разум, а врожденные аморальные инстинкты очень похоже, что интеллект, обслуживающий наши инстинкты такое же неудачное изобретение природы как гигантские рога у исполинского ирландского оленя или клыки у саблезубого тигра, которые, вероятно и стали причиной их гибели. Разум не сдается, он пытается обуздать инстинкты и от того кто  выйдет победителем в этой борьбе зависит судьба человечества, решение вопроса быть или не быть современной цивилизации.