Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 22

5).В 40-х гг. 19в. культурное общество России раскололось на Западников (З) и Славянофилов (С). Это было связано с осмыслением последствий европеизации России осуществлённой Петром I. С одной стороны налицо позитивные результаты такой политики: ускорение экономического развития страны, науки, искусства, архитектуры. С другой стороны: развал русской культуры на европейскую и народную, отказ от национальных традиций, искусственный разрыв культурной эволюции. Попытки разрешить эти противоречия предприняты были З и С. Будучи патриотами они размышляли о будущем России и предлагали прямо противоположные пути её развития. Западники ратовали за перевод России на пути развития Европейской цивилизации, изменение структуры общества по Европейскому образцу. Славянофилы считали, что Русская культура должна развиваться на своей самобытной основе, а Запад это мир кризисов, дегенерации, эгоистического индивидуализма, бездуховности. Спасение Запада будет осуществлено “молодым русским народом”, который ещё не выступает на культурно-исторической сцене. Если Западу принадлежит прошлое и настоящее, то будущее за Россией. Специфическими чертами является рационализм – деятельность в соответствии с разумом и логикой, авторитет научного знания и правовых норм. Славянофильство противопостовляет им специфические черты России: православие – жизнь не по правовым нормам, а по Заповедям Христа; русская народность – обладание русскими людьми высокими нравственными качествами; общинность – коллективизм.

Спор между С. и З. продолжается и сейчас.

Теория этногенеза Л.Н. Гумилева

1Понятие этноса. Этногенеза.

2 Энергетические типы людей

3 Фазы этногенеза

1 общество состоит из людей имеющих двойственную природу: биологическую и социальную. Общество это тоже биосоциальный организм. Марксу принадлежит честь открытия социальных законов. Гумелев постарался выявить биозаконы общественной жизни, точнее биоэнергитические. Историю человечества он понимает как рождение и гибель этносов. Этносы – это народы с их специфической культурой выделяющей их среди других народов. Этносы рождаются, живут и умирают как будто организмы в соответствии с законами природы. Процесс их возникновения и развития назван им этногенезом. Отвечая на вопрос о  причине начала и конца какого либо народа. Гумилев пришел к созданию своей модели истории позволяющей понять движущие силы исторического развития.

2 Человечество часть биосферы и находится под воздействием трех видов энергии: солнца, распада внутри земли, космической энергии. В определенное время и в определенном месте часть людей получает энергетический импульс – повышенный заряд энергии, пассионарный толчок. Он вызывает определенные изменения в стереотипах поведения некоторых людей какого-то этноса. Эти изменения Гумилев называет пассионарностью. Пассионарность – высокая целеустремленность отдельных людей, способных на пути к реальной или илюзорной цели жертвовать своей жизнью. Люди отмеченные пассионарностью обладают высокой тягой к действию называются пассионориями. В то время как у особых людей энергии столько сколько надо для поддержания жизни, у пассионария она избыточная. Он направляет ее на создание чего-то принципиально нового: религиозную систему, научную теорию, империю. Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любым источником. Пассионарность не имеет отношения к этике. Одинаково легко пораждая  подвиги и преступления, творчество и разрушения. При этом пассионарии выступают как организаторы и управленцы. Пассионарии вырабатывают новые стериотипы поведения и навязывают их остальным. Усвоенные стереотипы поведения становятся отлимчительным признаком этноса. Пассионарность подавляет инстинкт самосохранения, как личный, так и видовой т.к. заставляет людей жертвовать собой и потомством, которая не рождаются или находятся в полном пренебрежении ради идеальных целей. Пассионарность –антиинстинкт. Кроме пассионариев в обществе есть люди, у которых инстинкт самосохранения и антиинстинкт уравновешены – гармоничные личности. Это хорошие люди, удостоенные уважения, хорошо делающие все, за что берутся, но лишнего не делают. Гумилев определяет их как людей со знаком “+”, они, как правило не совершают преступлений т.к. их не терзают страсти как зависть, ревность, властолюбие, гордость и т.п. Они работоспособны и могут своим добросовестным трудом добиться материального благосостояния, положения и т.п. целей в обществе. Также в этносе есть субпассионории – особи у которых инстинкт самосохранения выше пассионарности. По социальной ориентации бывают “+” и “-”. Субпасс. “+” это порядочные образованные, но вялые и безинициативные люди (Обломов). Субпасс. “-” оптималу составляют кадры преступников и проституток. Те, кто слабее относятся к алкоголикам и нарикам. Еще ниже дебилы и кретины, у которых не хватает энергии, чтобы помечтать. Эти особи за пределами нормы. Субпассионарии – вялые, эгоистичные люди, которым характерна безответственность и импульсивность им нельзя ничего доверять т.к. они не способны к длительным усилиям и ради минутного удовольствия могут погубить любое дело.