Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 23

3 Фазы этногенеза. Этнос как любой природный организм проходит ряд закономерных фаз развития как разные возрасты человека. Внезапное появление пассионариев в результате пассионарного толчка вызывает консолидацию этноса и всесторонний его подъем – первая фаза. Эта или период важных побед или завоеваний или расцвета культуры или и то и другое. Постепенно этнос достигает 2ой фазы – расцвета. В ней пассионарии перестают работать на общее дело и начинают каждый за себя. Пошли гражданские войны и междуусобицы, резня. Выход из этой ситуации – обретение объединяющей всех идеи, дела, ради которых стоит страдать и умирать. Когда max энергии пройдет, это фаза надлома –3я фаза. Энергия системы начинает убывать т.к. пассионарии быстро погибают легко расставаясь с жизнью за идею. Массу населения составляют гармоничные люди, хорошо поддерживающие обычную жизнь, но не способные на подвиги и фанатизм, скорее приспособляются но не гибнут. При низкой пассионарности и достаточных способноостях люди само выражаются без риска в науке, искусстве, техн. Фаза надлома обычно кончается кровопролитием – система выбрасывает избытки пассионарности в общ-ве устанавливается равновесие 4я фаза инерционная – этнос начинает жить по инерции благодаря приобретенным ранее  ценностям. Вновь идет гармонизация общественных интересов, создание и накопление материальных благ. 5я фаза абскурация. Пассионарность постепенно иссякает, когда энергии становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпасс., стремящиеся уничтожить не только пассионариев, но и гармоничных людей. Процессы распада в обществе становятся необратимыми. Везде преобладают вялые и эгоистчные с потребительской психологией (“ Хлеба и зрелищ”). После того как субпасс. проедят, и пропьют все ценное сохранившиеся от гармонических времен, идет 6я фаза – мемориальная. Этот сохраняет лишь память о своей истории. Энергии людей хватает лишь на поддержание на лаженного предками хоз-ва затем идет гибель этноса. Под эавоеваниями другими или тихо растворяются сливаясь с другими. Продолжительность жизни  этноса приблизительно одинаково и составляет 1,5 тыс. лет. Заподно-европейский суперэтнос берет свое начало с 9 го века  и находится по теории в инерционной фазе. Российский суперэтнос 14век, когда Россия дала отпор Татаро-монголам  и сейчас в фазе надломе, по гумелеву такая возрастная разница и обуславливает значительное различие суперэтносов.

Философия Ф. Ницше.

1. Переоценка ценностей.

2. Этика любви к дальнему.

3. Идея сверхчеловека.

1.Переоценка ценностей.

Своей главной философской заслугой Ницше считал произведённую им критику господствующих в обществе религиозных, политических, этических ценностей которые сложились под влиянием 2-х основополагающих устоев западной цивилизации – христианства и демократии. Т.о. Н выступил как антихристианин и анти демократ.

Исходный элемент философии Н является учение о воли и власти. Высшая ценность для него не бог, а жизнь биологическая жизнь. “Жизнь стремится к мах. Чувству власти. Жизнь это воля к власти”. Т.е. присущее всему живому тяга к самоутверждению. Энергетический потенциал воли к власти у людей существенно варьируется. В зависимости от величины этого потенциала  Н делит людей на 2 расы: хозяева и рабы. Хозяева, господа – люди высшей ассы, это люди по природе сильные духом. Им присущи личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемая воля, неистощимая энергия, благородство, независимость. Некогда хозяева господствовали в жизни и имели свою мораль, свои представления о добре и зле, но со временем их одолели рабы. Рабы  - низшая раса, слабые люди, победившие не силой, а числом и с тех пор добром стало то, что больше соответствует их интересам. Любовь к ближнему, рассудительность, смирение, самоотречение, доброта. Эта господствующая рабская мораль, считает Н, противоречит природным инстинктам. Требует от людей действий не совместимых с их природой – например альтруизма. В обществе царит ложь. Но наибольший вид этой морали в том, что она культивирует господственность. И тем самым разрушает единственно ценное – жизнь. Н считает, что “Человек, как вид, не прогрессирует, правда достигаются более высокие типы, но они не сохраняются. Уровень вида не поднимается ”. Исток в морали рабов Н видит в христианстве Х ставшее мировой религией провозгласило равенство всех перед богом – основной принцип морали рабов. Основанная на принципе равенства мораль вполне закономерно включает в себя заповеди альтруизма, сострадания, милосердия и т.п. По Н проповедь альтруизма это нечто иное как эгоизм, но эгоизм слабого. Но обладая жизненной силой чтобы утвердится за щёт других слабые люди проповедуют любовь к ближнему, чтобы защищать себя таким образом. Милосердие, считает Н – пустая трата энергии на слабых и возрождающихся. Требованием жизни является не спасение и помощь слабым. Лозунг достойный подлинной жизни