Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 5

5)Метафизика – противоположность диалектики. Рассматривает мир в статичном состоянии. Перменид считал, что мир – сплошная масса вещества: огромное шаровидное тело, неподвижно покоящееся в центре мироздания. В природе нет пустых промежутков между вещами, следовательно, нет отдельных вещей и их движения. Органы чувств говорят, что есть много вещей и их движение, но уже Древние Греки знали, что чувства могут нас обманывать. Метафизики отвергли показание чувств, как обман и иллюзию. Доверять надо только уму. Когда мы попытаемся поразмыслить над движением или множественностью вещей приходим к противоречию, а оно по законам логики говорит о ложности мысли. Получается, если движение и множественность вещей нельзя мыслить без противоречия, следовательно, зачем это надо.

6) Сократ был первым, кого не интересовали вопросы устройства мира. По его мнению, познание природы доступно только богам. Человек должен заниматься вопросами своей жизни. Сократ заинтересовался этической проблематикой. Отвечая на вопрос: ”В чём причина аморального поведения людей?”, он пришёл к выводу, что люди ведут себя безнравственно, так как нечётко представляют сущность нравственных качеств. Если же человеку объяснить, что такое мужество, мудрость, благородство, благоразумие и им подобные благодетели, то он уже не сможет жить иначе, как, не ориентируясь на эти идеалы, так как, выбирая между лучшим и худшим, кто же выберет худшее. Сократ занялся поиском определений этических добродетелей. Он ничего не писал. Его учение дошло до нас в пересказе его ученика Платона. Сам Сократ предпочитал выяснять интересовавшие его философские вопросы методом спора или беседы. Он ставил вопросы, выслушивал ответы, приводил контраргументы, и тем самым направлял мысль собеседником на выработку правильных определений нравственных качеств. Сократ был человек ироничный, критически мыслящий. Обсуждая публично вопросы морали, он затрагивал и политику, критиковал Афинские власти. Власти же нуждались не в критически мыслящих, а в послушных и исполнительных. Сократа обвинили в непочтении к богам и идейном развращении молодежи. По приговору Суда Сократ выпил чашу с ядом.

Философские учения эпохи Эллинизма.

1.Общая характеристика эпохи и философских учений.

2.Киренаики.

3.Киники.

4.Скептики.

5.Стоики.

1)Эллинизм от греческого “ Эллады, эллины ” – так древние греки называли свою страну и самих себя. Греками их стали называть римляне, что значило “карающие ”. Эпоха эллинизма – это эпоха заката и умирания античной цивилизации (4 век до н.э. – 4век н.э.). Греция сначала была завоёвана Македонией, а затем Римом. Победители воспринимали более высокоразвитую культуру Греции, и она быстро и широко распространялась за пределы своей исторической Родины. Эпоха Эллинизма – это период широкого распространения эллинской культуры. Закончился демократический период в развитии античного общества. На смену республикам приходят монархии и тирании. Народ отстранён от участия в управлении государством. Значительно сузились права и свобода граждан. Человек замыкается на личных интересах. Философы перестали интересоваться вопросами устройства мира и занялись поиском ответа на вопрос: Как следует жить в специфической общественно-политической обстановке, чтобы быть счастливым?

2)Это учение появилось в городе Кирина на Африканском побережье Средиземного моря. Киренаики считали, что цель и счастье в жизни – наслаждение. Наслаждение – положительное удовольствие в настоящий момент. Прошлое и будущее, по их мнению, нам не принадлежат. Поэтому не надо ни о чём сожалеть, ни в чём не раскаиваться, бояться будущего. Смысл жизни в наслаждении настоящим. Из всех наслаждений желательны чувствительные, так как они самые сильные. Для их достижения необязательны соблюдения этических норм. Позволено всё: кража, насилие, обман, блуд. Киренаики не стремились к открытой конфронтации с обществом, которое не одобряло подобный стиль жизни. Во избежание неприятностей рекомендовалось с лёгким и беспечальным сердцем отказываться от недостижимого удовольствия, за которым идут страдания и наказания.