Основные направления оптимизации использования политических интернет-технологий в формировании общественного мнения по вопросам обороны страны (Раздел 3 диссертации), страница 8

По логике, составлять техническое задание должен заказчик, так как именно он определяет объем и качество работ, которые надо выполнить. Но современная российская практика такова, что чаще всего техническое задание составляет PR-агентство, услугами которого заказчик в дальнейшем намерен воспользоваться. Объяснений тому несколько. Во-первых, бывает так, что заказчик не может самостоятельно составить техническое задание. Во-вторых, если техническое задание удовлетворяет заказчика, это, скорее всего, будет означать, что специалисты PR-агентства правильно поняли поставленные задачи.

В качестве примера технического задания можно привести документ, связанный с проведением тендера, который в январе 2012 г. объявила войсковая часть 54939 (СВР России)[8]. Заказчик запросил разработать систему программ для «исследования методов разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей», «исследования методов негласного управления в Интернете» и «продвижения специальной информации в социальных сетях». Стоимость тендера – свыше 30 млн. рублей.

Из технического задания понятно, что вначале интернет-пространство будет мониториться программой «Диспут». Ее предназначение – «исследование процессов формирования сообществ интернет-центров, распространение информации в социальных сетях» и «определением факторов, влияющих на популярность и распространенность сведений». На основе полученных данных программа «Монитор» должна предложить методы организации и управления в Интернете выбранным виртуальным сообществом. Система «Шторм» возьмет на себя вброс нужной информации в соцсети. Как следует из материалов технического задания, она должна иметь функционал по распространению информации в крупных социальных сетях и организации информационной поддержки мероприятий по подготовленным сценариям воздействия на заданную массовую аудиторию социальных сетей». Это позволит формировать общественное мнение посредством массового распространения информационных сообщений в выбранных социальных сетях, получать статистику относительно эффективности распространения информации и анализировать пригодность «наиболее популярных сервисов социальных сетей для инициирования информационных волн различной тематической, социальной и прочей направленности».

5. Прием конкурсных заявок, экспертиза и оценка предложений.

Опубликование технического задания ведет к необходимости учета конкурсных предложений и проведение экспертизы. Она может включать в себя оценку предложенных методик формирования общественного мнения по вопросам обороны страны, оценку ожидаемого социального эффекта и пр. Данные обстоятельства указывают на необходимость формирования комиссии по рассмотрению конкурсных заявок, которая призвана играть активную роль в отборе поставщика услуг.

В сложных случаях, когда для принятия решения необходима квалифицированная оценка дополнительных показателей, не предусмотренных в техническом задании, целесообразно привлечение экспертов.

6. Заключение договора на выполнение работ, связанных с формированием общественного мнения по вопросам обороны страны, логично завершает данную технологию. При этом договор становится юридическим документом, закрепляющим правоотношения сторон. Его неотъемлемой частью могут стать приложения, в которых, как правило, прописываются сроки выполнения отдельных работ, размер и порядок оплаты, а также штрафные санкции, которые могут быть наложены на подрядчика в случае невыполнения договорных условий. В дальнейшем это поможет органам государственного и военного управления контролировать деятельность организатора.

Таким образом, предложенная технология выбора организатора для реализации политического заказа инициатора и обеспечения эффективного управления процессом формирования общественного мнения по вопросам обороны страны направлена на повышение результативности и качества процесса формирования общественного мнения. Новизна части процедур требует соответствующего уровня подготовки и навыков работы представителей органов государственного и военного управления.