Политическая практика не единожды доказывала, что информационное воздействие, построенное с учетом социальных параметров аудитории, оказывалось плодотворным и приносило ощутимые результаты в плане формирования общественного мнения. Не случайно исследование аудитории стало необходимым условием деятельности средств массовой информации в наши дни. Наиболее плодотворно оно ведется в США. Теоретические разработки и конкретные методики американских ученых широко используются в странах Европы, Латинской Америки, в Японии. Хотя в ряде европейских стран, в частности в Великобритании, накоплен значительный опыт собственных разработок. Например, телерадиокомпания Би-Би-Си имеет специальный отдел изучения аудитории, который является одним из самых крупных и важных. В его задачу входит исследование как внутренней, так и зарубежной аудитории радио и телевидения. Помимо этого, Би-Би-Си тесно контактирует с независимыми исследовательскими центрами, изучающими общественное мнение[13].
Отметим, что шаг за шагом исследования аудитории приобретают должную ценность и у нас. Как результат, многие отечественные средства массовой информации создали собственные, причем достаточно мощные, исследовательские службы. Кроме этого, всевозможные тематические исследования, в том числе интернет-аудитории, проводят различные профессиональные социологические службы, ведущие зарубежные и отечественные исследовательские центры. С опорой на их результаты[14] уже сейчас можно выделить некоторые социальные характеристики интернет-аудитории, которые могут стать хорошим подспорьем для эффективного формирования общественного мнения по вопросам обороны страны посредством политических интернет-технологий. К таковым отнесем:
во-первых, интернет-аудитория имеет доступ к Сети (дома, на работе, в учебном заведении с помощью настольных компьютеров, а также в дороге, на отдыхе с помощью смартфонов, планшетных компьютеров и других специальных устройств) и ориентирована на регулярное потребление интернет-информации. Более того, у большинства пользователей сложилось мнение, что Сеть предоставляет более глубокую, разностороннюю информацию по каждому отдельно взятому факту, проблеме, дает возможность ознакомиться с максимальным количеством версий события, явления, прогнозами развития ситуации;
во-вторых, интернет-аудитория носит преимущественно молодежный (до 35 лет) и «городской» характер;
в-третьих, у интернет-пользователей в целом более высокий уровень образования, чем у аудитории традиционных СМИ. Более половины из них имеют дипломы о высшем и среднем специальном образовании (соответственно 65 и 33 % от общего числа опрошенных);
в-четвертых, уровень доходов интернет-аудитории выше среднего по стране, большинство имеет личный автомобиль и пользуется услугами мобильной связи;
в-пятых, интернет-аудитория активна. Она не только ищет нужную ей информацию, но и использует Интернет для множества иных целей (общения, развлечения, приобретения товаров, оплата услуг). Кроме того, она стремится участвовать в создании и распространении информации, реагировать на текущие события политической жизни, выражать свою политическую позицию на различных форумах, в блогах, социальных сетях или других интернет-площадках, приспособленных для этого;
в-шестых, интернет-аудитория демонстрирует склонность к объединению в различные интернет-сообщества вплоть до создания виртуальных политических структур, имеющих принципиальное отличие от традиционных политических объединений, организаций, движений. В частности, их отличают нестабильность взаимоотношений, абсолютная легкость смены круга общения, «текучка» персонального состава[15]. Можно предположить, что в будущем Интернет позволит принять участие в политическом процессе пока неизвестным или малоизвестным виртуальным политическим структурам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.