Основные направления оптимизации использования политических интернет-технологий в формировании общественного мнения по вопросам обороны страны (Раздел 3 диссертации), страница 13

Фиксация определенных недостатков, конечно, не означает отказа от использования этой методики в определении общественного мнения по вопросам, имеющим отношение к обороне страны. И политологи, и социологи, и другие обществоведы отмечают, что в результате введения такой опции Сети, как интернет-опрос, появилась возможность оперативного получения фактически любой информации от аудитории, в том числе об основных политических позициях аудитории, ее отношении к вопросам национальной и военной безопасности, к различным политическим и военным деятелям.

Как использует возможности интернет-опросов официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации? Анализ, проведенный автором, показал, что архив виртуальных опросов сайта www.mil.ru включает 13 тем. Некоторые из опросов не представляют существенного интереса ни для пользователей, ни для органов государственного и военного управления. Например, в архиве содержатся результаты опросов по следующим вопросам: «Считаете ли вы, что прохождение военной службы прививает стремление к здоровому образу жизни?» или «Согласны ли Вы с утверждением «Сильная армия – сильная Россия»?

Отсутствие интереса интернет-аудитории к определенным темам опросов проявляется, в частности, в небольшом количестве голосующих. Так, например, вопрос о том, какой орган государственной власти должен осуществлять управление создаваемой военной полиции, не привлек внимание даже одной тысячи пользователей, что можно расценить как показатель почти полного безразличия интернет-аудитории к теме опроса.

Говоря о содержании представленных вопросов, отметим, что предлагаемые для голосования темы отличаются однообразием, статичностью и никак не учитывают динамику военно-политической обстановки, происходящие в Вооруженных Силах перемены. Методический просчет, по мнению автора, состоит в том, что такие опросы проводятся без привлечения профессиональных специалистов, носят формальный характер и, как результат, не в состоянии оперативно и адекватно фиксировать позиции интернет-аудитории.

Очевидно, что для выявления реальных социальных параметров интернет-аудитории и корректного их истолкования необходимо четкое и строгое соблюдение исследовательских технологий, которые, в свою очередь, базируются на теоретических положениях, касающихся общественного мнения, и практическом опыте исследователей, что дает возможность гарантировать репрезентативность опросов, то есть их способность отражать реальное положение вещей в целом.

Качественное изучение имеющихся работ позволяет утверждать, что в организации диагностики социальных параметров целевой аудитории интернет-воздействия органам государственного и военного управления можно идти двумя путями. Первый из них касается привлечения к проведению интернет-опросов собственных социологических служб, структур по связям с общественностью. Его целесообразно использовать при организации простейших интернет-опросов. Второй путь – через разработку технических заданий и привлечение профессиональных исследовательских структур с целью получения как можно более точных данных о социальных параметрах интернет-аудитории. По такого рода заданиям объектами исследований могли бы стать посетители «военных» (военно-исторических, военно-технических и военно-патриотических) сайтов, блогов, форумов, интернет-аудитория сайта Министерства обороны России и других интернет-ресурсов, что позволило бы использовать полученные результаты в процессе формирования общественного мнения по вопросам обороны страны.

Специально отметим, что от характера проводимых исследований, их глубины и достоверности полученных результатов зависит проведение сегментации, то есть дифференциация аудитории на группы (сегменты), обладающие одинаковыми или близкими характеристиками и схожим образом реагирующие на информационное воздействие. При этом за основу классификации групп берутся, как правило, несколько признаков, поскольку сегментация по одному из них нецелесообразна.