Основные направления оптимизации использования политических интернет-технологий в формировании общественного мнения по вопросам обороны страны (Раздел 3 диссертации), страница 4

В приведенной нами модели политической коммуникации в интересах формирования общественного мнения по вопросам обороны страны организатор – один из ключевых элементов. По мнению соискателя, он должен в полной мере стать исполнительным органом, обеспечивающим реализацию политического заказа инициатора, координацию всей функциональной деятельности, в том числе творческой, в интересах формирования общественного мнения по вопросам обороны страны.

Вполне резонно возникают вопросы: каким путем идти и какими критериями руководствоваться инициатору – высшим органам государственного и военного управления, привлекая коммерческую структуру в качестве поставщика услуг в рамках реализации политического заказа, связанного с формированием общественного мнения по вопросам обороны страны?

Представляется, что при всем разнообразии политических процессов и управленческих задач технология выбора организатора обладает некоей общей логикой и может состоять из следующих процедур:

1. Определение критериев организатора, необходимых для реализации политического заказа инициатора.

Анализ научной литературы и бесед с экспертами позволяет утверждать, что для оценки возможного организатора, то есть субъекта управления процессом формирования общественного мнения по вопросам обороны страны, можно использовать следующие критерии:

- организационно-правовой статус;

- функциональные параметры политической деятельности;

- опыт решения информационно-коммуникативных задач в политической сфере, в том числе с использованием политических интернет-технологий;

- наличие специалистов-исполнителей для работы в интернет-пространстве.

Остановимся подробнее на их рассмотрении.

В зависимости от типа организационно-правового статуса субъекты управления формированием общественного мнения по вопросам обороны страны можно разделить на:

независимые (представляют собой самостоятельные коммерческие PR-структуры, специализирующиеся на политическом консалтинге: консультационные центры, консалтинговые группы, PR-агентства). Особенностью российского рынка политических PR-услуг является наличие достаточно большого числа PR-структур, созданных с участием иностранного капитала. Очевидно, что, решая задачи, связанные с формированием общественного мнения по вопросам обороны страны, стоит учесть данное обстоятельство и принять соответствующие меры по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну;

штатные (к таковым отнесем специализированные структурные подразделения государственных, военных, общественно-политических организаций (учреждений): департаменты (управления, отделы) по связям с общественностью, центры общественных связей, пресс-службы и пр., осуществляющие информационное взаимодействие органов государственной власти, военного управления, общественно-политических организаций и общества).

Для отдельной государственной, общественно-политической или коммерческой структуры наличие штатного подразделения имеет как свои преимущества (штатные сотрудники лучше знают текущее состояние дел, внутреннюю политику и культуру организации, имеют собственную систему дружеских взаимоотношений и потому не тратят время на знакомство с ситуацией, соответственно – могут оперативно исполнить заказ), так и недостатки. Основной из них заключается в том, что сотрудники внутреннего подразделения могут быть не так объективны, как сторонние специалисты. Поэтому нередки ситуации, когда организация, имея внутреннее PR-подразделение, часть задач решает своими силами, а при необходимости приглашает независимые PR-структуры.

В практике Вооруженных Сил Российской Федерации самой распространенной формой такого рода институтов на сегодняшний день являются внутренние штатные подразделения. Их деятельность уже стала объектом исследования в научных работах А.Н. Петрунина, Л.А. Прудникова, Е.А. Ужанова, О.Я. Чабана, А.Ф. Шаталова[4] и др. авторов. Что касается привлечения коммерческих структур для решения задач по формированию общественного мнения в интересах военного ведомства, то такая форма деятельности пока не получила должного внимания со стороны исследователей.