Основные направления оптимизации использования политических интернет-технологий в формировании общественного мнения по вопросам обороны страны (Раздел 3 диссертации), страница 12

Вместе с тем данных параметров для выстраивания эффективной политической коммуникации с целью формирования общественного мнения по вопросам обороны страны явно недостаточно. Как отмечалось во втором разделе диссертации, успешное решение задач формирования общественного мнения может быть достигнуто в процессе коммуникации с аудиторией, которая характеризуется общностью социальных, политических, психологических и иных характеристик, стереотипов восприятия и т.п. Ведущий российский специалист в области политических технологий Т.Э. Гринберг, говоря о значимости диагностики социальных качеств аудитории, подчеркнула, что «коммуникативные усилия могут быть успешны только при условии учета всех психологических, социальных особенностей адресата, владения его знаковой системой, знания характерных побудительных мотивов выбора и т.д.»[16].

Очевидно, что для органов государственного и военного управления, инициирующих и организующих процесс формирования общественного мнения по вопросам обороны страны, очень важно осуществлять и совершенствовать диагностику социальных характеристик интернет-аудитории в ходе специальных исследований. В проведении подобных исследований, а также реального состояния общественного мнения относительно фактов, событий, явлений военной сферы должны быть заинтересованы не только организаторы, но и инициаторы, то есть лица, определяющие политический вектор формирования общественного мнения по вопросам обороны страны и принимающие стратегические политические решения.

Мы не будем углубляться в детали проведения социологических опросов, в ходе которых изучаются как различные социально-демографические показатели аудитории, так и циркулирующие в ее среде политические предпочтения, оценочные суждения, – они подробно описаны в специальной литературе. Ниже кратко остановимся лишь на некоторых проблемах диагностики интернет-аудитории, которая в нашем случае составляет костяк, основу целевой аудитории интернет-воздействия.

Отметим, что методологическим ориентиром диагностики выступают принципы изучения общественного мнения в целом, которые базируются на максимально доступной информации, обращении к широкому спектру источников. Это могут быть результаты ранее проведенных исследований общественного мнения по различным аспектам обороны страны, анализ высказываний и оценок пользователей Интернета, размещенных в блогах, социальных сетях, позиций лидеров мнений (популярных блоггеров), индивидуального и группового поведения. Не последнюю роль играет анализ по данной теме сообщений газет, откликов слушателей радио и телезрителей, размещенных в Сети, а также наблюдения, впечатления, полученные аналитиками во время личных встреч и интерактивных бесед с пользователями интернет-ресурсов.

Вместе с тем, несмотря на разнообразие источников получения сведений об интернет-аудитории, основными из них, конечно же, являются интернет-опросы. Именно из них черпается большая часть данных, касающихся состояния интернет-аудитории и культивируемых в ее среде оценочных суждений. Эксперты отмечают как неоспоримые преимущества интернет-опросов, так и их недостатки, которые затрудняют сбор надежной информации.

К преимуществам относятся: богатые интерактивные возможности Сети для установления контактов с пользователями, получения информации от них; возможность изучать из одного центра как общероссийскую, так и региональную аудиторию; возможность получать информацию от опрашиваемых в режиме реального времени и быстро обрабатывать ее; свобода выбора времени для ответов самими опрашиваемыми; экономия кадровых и финансовых ресурсов и др.

К недостаткам, затрудняющим сбор надежной информации при проведении интернет-опросов, относятся: невозможность контроля за процессом заполнения анкет, оказания помощи отвечающим со стороны сборщиков информации в случае такой необходимости; анонимность и отдаленность опрашиваемых, что затрудняет проверку данных на достоверность; ограниченность объема вопросников в Интернете, так как трудно поддерживать интерес опрашиваемых к вопросам и ответам на них; невозможность в полной мере обеспечить конфиденциальность опроса в Сети, поскольку технически возможно идентифицировать отвечающих и др.