Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 46

После того как мы сделали эти три вывода, давайте еще раз внимательно посмотрим на рисунок и вместе немного поразмышляем.

•  РАЗМЫШЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

По графику мы определили, какому количеству производимых товаров при нашей цене продаж, соответствует точка безубыточности. Сколько товаров по данной цене нужно реализовать (это написано на горизонтальной оси графика на уровне точки пересечения), дабы наш бизнес стал рентабельным.

Так мы получили пороговое (критическое) значение объема производства в НАТУРАЛЬНОМ измерении (в штуках, литрах, километрах...). Если предприятие будет производить меньше этого количества, то обойдется «себе дороже», деятельность будет нерентабельной, возникнут убытки от деятельности.

Согласно нашему примеру, порог рентабельности (он же точка безубыточности) 1000 км. Поэтому если по причине болезни или лени таксист не проедет за месяц минимум тысячу оплаченных километров, то можно сказать, что его бизнес оказался неудачным.

Как видите, очень хорошо, если вы заранее будете знать пороговое значение рентабельности или критическое (минимальное) количество товара, которое во что бы то ни стало нужно продать за определенный период. Вы спросите: «А что, обязательно для этого нужно рисовать график? Если у меня нет карандаша и бумаги, а есть только калькулятор, я не могу узнать критическое значение?»

К счастью, определить необходимый объем реализации, после которого ваш бизнес становится выгодным, можно и без графика. Для этого нужно иметь калькулятор (или уметь хорошо считать в уме) и знать следующие данные о вашем бизнесе: постоянные затраты, необходимые для деятельности предприятия; цену единицы товара и переменные затраты на единицу товара.

Давайте запишем формулу, по которой мы могли бы узнать минимальное (критическое) количество товара для удержания бизнеса «на плаву», зная эти данные на каждое изделие.

Формула будет такой:

_ Пост. затр., необходимые для деят — типредпр.

КК1 =------------------------------------------------------------------------------------------

Цена ед. товара - Перем. затраты на ед. товара

Здесь буквами ККТ мы обозначили Критическое Количество Товара. Это тот минимум продаж, когда деятельность фирмы становится выгодной.

Проверим эту формулу, используя данные из


Подпись: 100000
Соответственно, удельный вес выручки продажи зубной пасты в общей выручке будет:
60000
прошлого раздела. Вспоминаем, что постоянные расходы таксиста (лицензия, аренда гаража и т.д.) составляли 2000 руб. в месяц; его автомобиль расходует топлива в расчете 4 рубля на каждый километр. При этом таксист установил свой тариф: за каждый километр он берет с пассажиров шесть рублей.

Итак, у нас есть:

постоянные издержки, необходимые для деятельности предприятия, - 2 000 руб.;

цена единицы товара (километра) - 6 руб.;

переменные затраты на единицу товара (на километр) - 4 руб.

ккт =

=1000.

Подставим эти данные в формулу:

2000 2000

6-4 2

У нас получается, что критический уровень выпуска товара, после которого бизнес становится выгодным, равен 1000. Поскольку в нашем случае под объемом реализации понимается количество оплаченных пассажирами километров, то критическая граница составляет 1000 км.

Это означает, что при пробеге более 1 000 км в месяц выручка будет окупать понесенные затраты; деятельность из убыточной превратится в прибыльную.

Теперь сравните полученный только что результат с графиком из предыдущего раздела. Как видите, на горизонтальной оси тоже присутствует уровень 1000 км. И мы говорили, что 1000 км - это точка безубыточности, то есть когда нет ни прибыли, ни убытков. При пробеге менее 1000 км фирма несет убытки, при пробеге более 1000 км - имеет прибыль.

Мы хотим обратить вашю внимание на то, что все примеры, которые мы разбираем, имеют одну общую особенность. В них фигурирует только одно наименование выпускаемой продукции.

Так, в примере с таксистом предприниматель занимается только перевозкой пассажиров и больше ничем. Можно сказать, что он выпускает только один вид продукции. Следовательно, рентабельность или нерентабельность этого вида продукции будет влиять на рентабельность или нерентабельность всей его предпринимательской деятельности.