Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 26

Приведем пример. Допустим, акционерное общество произвело за июнь месяц 306 304 бутылки газированной воды, 240 140 пакетов апельсинового сока и 151 240 банок тушенки. Предприятие продало всю эту продукцию оптовику по следующим ценам: бутылка воды стоит 8 рублей, пакет сока - 20 рублей 15 копеек и банка тушенки - 30 рублей 95 копеек. Эти цены не включают акцизы и налог на добавленную стоимость.

Давайте рассчитаем выручку от реализации продукции, полученную АО в июне. Для начала следует вычислить выручку за каждую партию товара определенного вида. За 306 304 бутылки газированной воды по цене 8 руб. в кассу предприятия поступит:

8 руб. х 306 304 бутылки = 2 450 432 руб.

Партия сока в количестве 240 140 пакетов по 20 рублей 15 копеек за пакет будет стоить:

20,15 руб. х 240 140 пак. = 4 838 821 руб.

Продажа 151 240 банок тушенки по цене 30 рублей 95 копеек пополнит кассу предприятия на:

30,95 руб. х 151 240 бан. = 4 680 878 руб. Итого, общая выручка от реализации продукции за июнь составит:

2 450 432 + 4 838 821 + 4 680 878 = 11 970

131руб.

Последнюю цифру записываем в форму N2 по строке 010 графы «За отчетный период».

Конечно, для каждого из вас это была самая элементарная задачка. Но мы предложили ее вам не для того, чтобы вы вспомнили, как нужно складывать и умножать. Мы решили этот пример для того, чтобы увидеть, из чего, из каких элементов складывается выручка от продажи продукции. Она складывается из количества реализованных изделий и цен, по которым изделия продавались.

Посмотрим снова в нашу схему. От пятиугольника с выручкой мы переходим к следующей жирной фигуре с названием «Прибыль от продажи продукции». При этом по пути из выручки отсоединилась себестоимость. (Мы сейчас не обращаем внимания на НДС и акцизы, так как договорились, что они уже были вычтены из цены товаров).

Внимательно поразмыслив обо всем сказанном, мы можем утверждать, что на размер геометрической фигуры, названной «Прибылью от продажи продукции», влияет:

•  цена единицы изделия (одной бутылки, банки, килограмма);

•  количество проданных за отчетный период единиц изделия;

•  себестоимость реализованных изделий, включая коммерческие и управленческие расходы (верхний равнобедренный треугольник на нашей схеме).

Далее вполне логично предположить следующее: изменение любой из трех характеристик или всех сразу будет изменять прямоугольник «Прибыль от продажи продукции». Как это будет происходить?

Запомните важные правила:

1.  Если повысить цену единицы изделия, то прибыль от реализации продукции возрастет.

2.  Если увеличить количество проданных изделий, то прибыль от реализации продукции возрастет.

3.        Если                     повысить себестоимость реализованных изделий, коммерческие и управленческие расходы, то прибыль от реализации продукции снизится.

Почему изменение будет именно такое, наверняка, вам понятно. В нашем предыдущем примере при вычислении выручки от продажи мы постоянно умножали и складывали, но ни разу не делили и не вычитали. Когда же мы переходили к прямоугольнику прибыли, нам пришлось вычитать определенную величину. А по правилам математики при росте прибавляемой величины результат увеличивается, при росте же отнимаемой -уменьшается. Так объясняются эти три правила.

Итак, мы с вами выяснили две очень важные вещи.

Первая: что влияет на величину прямоугольника «Прибыль от продажи продукции».

Вторая: как происходит это влияние.

Зачем необходимо это знать? Ответ напрашивается сам собой: чтобы управлять прибылью.

Но непосредственно прибылью как таковой управлять невозможно. Представьте себя за рулем автомобиля. Вы говорите, что в данный момент управляете машиной. Однако же вы вовсе не толкаете ее сзади и не поворачиваете колеса руками. Вы нажимаете определенные педали, поворачиваете руль и передвигаете рычаг переключения передач, и уже с помощью этих приспособлений управляете самим автомобилем.



Подпись: