Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 45

СУММАРНЫХ ЗАТРАТ И ПРЯМОЙ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ ТОЧКОЙ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ. Теперь вам стало еще более очевидным это название. В точке 1 000 км и величина выручки, и величина общих расходов равна 6 000 рублей. То есть если из шести тысяч выручки вычесть 6 000 затрат, то получим ноль. Нет убытков и нет прибыли.

Теперь продолжаем наше мысленное движение по графику вправо. После отметки 1 000 км мы замечаем, что ситуация поменялась. Теперь прямая выручки располагается выше линии суммарных затрат. Что это означает?

Если линия выручки на графике находится выше прямой затрат, то это говорит, что величина выручки БОЛЬШЕ величины издержек. Другими словами, выручка перекрывает суммарные издержки. Или же можно сказать, что предприятие начинает получать прибыль.

На рисунке хорошо видно, что вначале эта прибыль будет очень маленькой, поскольку прямая выручки лишь чуть-чуть выше прямой суммарных затрат. Но по мере нашего движения вправо по горизонтальной оси разрыв между этими двумя прямыми становится все более существенным. Размер получаемой прибыли становится все больше.

Теперь можно себе представить, что таксист едет на своем автомобиле прямо по горизонтальной оси нашего рисунка. Из этого примера наглядно видно, что чем больше он проедет, тем выше поднимется линия выручки и тем больше будет разрыв между ней и прямой совокупных издержек.

Конечно, водитель может выехать и за пределы нашего рисунка, то есть проехать больше 2 000 км в месяц. Соответственно, размер прибыли станет еще больше. В любой момент в течение месяца можно остановиться и посмотреть, на какой отметке в данный момент находится автомобиль.

Предположим, счетчик спидометра в данный момент показывает цифру 1500 км. Смотрим на рисунок и находим на горизонтальной оси точку, соответствующую                            1500 км. Поднимаем


пунктирную линию из этой точки вверх и пересекаемся с прямой суммарных затрат. По вертикальной оси определяем, что эта высота соответствует 8 000 рублей. Запомним эту величину. Теперь продолжаем поднимать пунктир из точки 1500 км еще выше. Там мы встречаем линию выручки от реализации. По вертикальной оси определяем, что эта высота соответствует 9 тыс. рублей. Отнимаем от выручки (9000 руб.) общие затраты (8000 руб.), получаем 1 000 рублей прибыли.

Проделайте, пожалуйста, эту же процедуру математически (не глядя на график). То есть, зная, что переменные затраты на каждый километр составляют 4 рубля, умножьте их на 1500 км, прибавьте 2000 руб. постоянных издержек (ведь они не зависят от километража). Это у вас получатся суммарные издержки. Теперь вычислите размер выручки при 1500 км пробега, зная, что за каждый километр таксист получает 6 рублей, и определите прибыль. У вас должен получиться тот же самый ответ, который мы нашли по графику. Мы полагаем, что большинству из вас по рисунку работать все же проще. Однако если кому-то легче производить расчеты математически, то вы можете поступать так. Главное, чтобы вы получали верные результаты.

Тем не менее, по рисунку можно сделать несколько важных выводов, которые не видны при математическом методе исчислений.

ПЕРВЫЙ ВАЖНЫЙ ВЫВОД

В том месте, где происходит пересечение линии суммарных затрат с прямой выручки от реализации, находится такой объем реализации (он определяется опусканием перпендикуляра на горизонтальную ось), при котором выручка в точности покрывает суммарные затраты и прибыль равна нулю.

ВТОРОЙ ВАЖНЫЙ ВЫВОД

Каждый последующий оплаченный километр пробега, начиная с 1001-го, начинает приносить таксомоторному предприятию прибыль.

ТРЕТИЙ ВАЖНЫЙ ВЫВОД

Левый нижний заштрихованный треугольник соответствует зоне убытков предприятия, верхний правый - зоне прибылей. Теперь, зная точный размер прибыли в каждой точке своего пути, таксист сможет не только правильно определить общую сумму налога на прибыль, но, что самое главное, получит дополнительную помощь при расчете авансовых платежей по налогу на прибыль. Задумайтесь, пожалуйста, над самым последним выводом.