Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 44

4.  Прямая суммарных (общих) затрат. Как нарисовать эту прямую? Можно использовать любой из двух возможных способов, какой вам больше понравится. Первый способ. Берете только что построенную прямую переменных затрат и поднимаете ее параллельно самой себе на высоту постоянных затрат. Посмотрите внимательно, как это сделано на рисунке 5.1. Прямая переменных затрат у нас выходит из точки (0,0). А линия постоянных издержек находится на высоте 2 тыс. руб. (или две клеточки). Значит, для получения прямой общих затрат мы должны нарисовать такую линию, которая будет параллельна прямой переменных издержек, но выходить из того места, где начинается прямая постоянных затрат. Другой способ. Используем, как и в предыдущих случаях, две точки, через которые можно провести единственную прямую. Для этого вновь ставим вопрос: что есть общие затраты? Отвечаем: это сумма переменных и постоянных затрат. В точке 0 км переменных расходов не было (за бензин не платили), но постоянные были, поскольку нужно было оплачивать аренду гаража в размере 2 000 руб., поэтому первая точка прямой суммарных затрат (0,2 000 руб.). Потом смотрим по условию, чему равны были общие расходы при пробеге 2 000 км? Это 8 000 руб. переменных (по 4 руб. за километр) плюс еще 2 000 руб. постоянных     расходов     на     аренду. Итого


10 000 руб. Находим точку пересечения (2000 км, 10000 руб.) - это точка Б. Соединяем и получаем прямую суммарных затрат.

Итак, теперь все прямые, которые нам необходимы, построены. Внимательно рассмотрите их и убедитесь, что вы точно поняли, как их строить.

КРИТИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА И ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ

Мы с вами рассмотрели порядок построения прямых для того, чтобы в графическом виде найти точку безубыточности. Обязательно вспомните, какие прямые и каким образом строились. Сейчас давайте подумаем, какие выводы можно сделать.

Для этого нам понадобятся в основном две прямые: линия выручки и линия суммарных затрат -найдите их еще раз. Остальные прямые являются вспомогательными.

Мысленно разобьем рисунок на две части и поговорим о каждой в отдельности.

Проведите тонким простым карандашом вертикальную линию через точку 1 000 км на горизонтальную ось (в нижней части эта линия совпадет с нарисованным нами пунктиром).

Смотрим теперь левую часть рисунка. Что мы видим? Мы видим, что линия суммарных затрат проходит ВЫШЕ линии выручки от реализации. Так, в точке, соответствующей 0 км, прямая выручки показывает выручку от реализации 0 руб., а прямая общих расходов показывает издержки в размере 2 000 руб. Видим, что затраты больше выручки, значит, налицо убыток от деятельности.

Продвиньтесь взглядом чуть правее по рисунку, но не дальше отметки 1000 км. Вы видите, что расстояние между прямыми уменьшается, но все равно линия затрат превышает прямую выручки. Это означает, что убытки по мере увеличения пробега уменьшаются, но все-таки остаются. В любом месте вы можете легко определить конкретный размер убытков. Например, скажите, какой убыток получил бы водитель, если бы «накатал» за месяц 500 км? Для этого вы можете поступить двумя способами: математическим и графическим. Для математического вам нужно вспомнить величину выручки за один километр и величину затрат на один километр, умножить на 500 км и найти разность. Графическим же способом определить это гораздо легче: нужно просто посмотреть на рисунок, отложить на горизонтальной оси 500 км (зная, что одна клеточка означает 100 км), затем провести перпендикуляр и увидеть величину выручки и суммарных затрат при данном пробеге. В любом случае у вас получится убыток 1 000 рублей. Но мы просим вас убедиться, что мы действительно правы, и проделать вычисления и построения на бумаге.

Продвигаясь взглядом правее и правее по рисунку, мы видим, что убытки уменьшаются, а линия затрат выше линии выручки вплоть до проведенной вами черты на отметке 1 000 км. В этом месте обе линии находятся в одной точке.

ТОЧКА                          ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРЯМОЙ