Большинство начинающих предпринимателей именно так и думает. Поэтому они стараются как можно дороже продать свою продукции и выпустить ее как можно больше. Другими словами, они поступают как неопытные гонщики, о которых мы говорили. Они увеличивают скорость своего автомобиля до предела лишь нажатием на педаль акселератора (газа), забыв о рычаге переключения передач и не заботясь о здоровье машины.
Если говорить экономическим языком, то такие предприниматели позабыли (а, скорее всего, вообще не знают) об ОПЕРАЦИОННОМ РЫЧАГЕ. Именно так в экономической литературе называется механизм, находящийся внутри предприятия, который реализует рассматриваемый нами закон.
Однако давайте поподробнее разберемся в самом смысле закона. Чтобы легче было это сделать, рассмотрим конкретный пример.
Тетя Ася открыла частную прачечную, где она обслуживает население, придавая их белью белизну и прочность. Для этого дела она арендовала помещение и стиральные машины. Арендная плата, а так же расходы на воду, отопление и освещение помещения обходятся тете Асе в 12000 рублей в месяц. Как вы понимаете 12000 руб. в месяц - это постоянные (фиксированные) издержки прачечной.
Непосредственно для стирки белья требуется, конечно же, отбеливатель «Асе». Затраты на отбеливатель будут относиться к переменным издержкам. Почему? Потому что под «объемом производства» у тети Аси понимается количество выстиранного белья, а «выручка от реализации» -это то количество денег, которое заплатят клиенты тете Асе за ее работу. Разумеется, чем больше клиентов, тем больше стирается белья, тем больше расходуется отбеливателя, тем больше получается выручка.
Предположим, в январе в прачечной у тети Аси было постирано какое-то количество белья, и выручка фирмы составила 30000 рублей. А какие были затраты? Во-первых, как мы сказали, 12000 руб. за аренду и коммунальные услуги (постоянные издержки), во-вторых, 16000 руб. пришлось потратить на отбеливатель. Итого, общие затраты 12000+16000=28000 руб. Прибыль за январь составила 30000 - 28000=2000 руб. Запомним эту цифру.
Увидев такой высокий спрос, тетя Ася решила ускорить процесс стирки, и в феврале ее прачечная смогла обслужить клиентов на 10% больше. Соответственно, на 10% возросла выручка. Чему она равна? 30000 руб. - была, да плюс еще 10% (30000х0,10=3000), всего 33000 руб. Или проще: 30000х1,10=33000 руб.
Но что же произошло с затратами? Арендные и коммунальные платежи как были, так и остались 12000 руб. А вот чтобы постирать на 10% больше белья, пришлось закупить на 10% больше отбеливателя. Поэтому переменные расходы возросли на столько же: 16000х1,10=17600 руб. Итого, общие затраты за февраль: 12000+17600=29600 руб. Находим прибыль: 33000 рублей выручки минус 29600 общих расходов, получается 3400 рублей.
Сравниваем прибыль февраля и января. В январе прибыль 2000 руб., в феврале 3400 руб.
Выручка прачечной в феврале возросла всего лишь на 10%, а прибыль - аж на 70% !!! И
как, вы еще сомневаетесь в необходимости изучения финансового менеджмента и его законов?
Так из-за чего же произошло такое несоответствие между ростом выручки и ростом прибыли? А произошло оно именно из-за того, что среди расходов есть постоянная часть, а есть переменная. Поскольку фиксированные расходы с ростом объема производства (а значит, и величины выручки) не изменяются, то общие издержки увеличиваются медленнее.
Давайте убедимся в том, что причина действия операционного рычага кроется действительно в постоянных издержках. В предыдущем примере выручка по сравнению с предыдущим месяцем возросла на 10%. На столько же увеличились переменные расходы, а постоянные остались на том же уровне. В итоге прибыль выросла на 70%. Теперь предположим, что и фиксированные издержки тоже немного поднялись. Например, тоже на 10%. Допустим, тетя Ася взяла в аренду еще одну стиральную машину.
Производим расчеты. Январь: выручка -30000 руб., постоянные затраты - 12000 руб.,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.