давление, тип используемого им рабочего инструмента и т. д. Для данного рабочего эти показатели принимают какие-то конкретные значения. Например, стаж работы для него — 5 лет, артериальное давление — 160, используемый инструмент — молоток 56-КМП. Совокупность конкретных значений различных показателей для обследованного рабочего назовем реализацией. Множество реализаций, для которых уже известна принадлежность к тому или иному образу, назовем обучающей выборкой. Определение принадлежности неизвестного объекта к тому или иному образу на основе анализа значений его показателей называется распознаванием. Правило определения принадлежности объекта к образу называется решающим правилом. Для решения указанных задач предложен метод нахождения наиболее диагностически значимых сочетаний значений различных показателей. В дальнейшем любое возможное сочетание значений показателей будем называть просто сочетанием. Например, пусть даны два показателя. Первый показатель — боль в левом плечевом суставе (этот показатель принимает два значения — боль имеется, боль отсутствует). Второй показатель — гепариновое число, которое в нашем случае изменяется от 1 до 10. Тогда формально в качестве сочетания можно взять следующее логическое утверждение: боль отсутствует и гепариновое число больше 5. Ясно, что для данной пары показателей формально можно подобрать большое число подобных сочетаний.
Возьмем конкретную реализацию и проверим, удовлетворяет ли данная реализация следующему сочетанию: боль отсутствует и гепариновое число больше 5. Реализация пусть такова, что у данного объекта боль отсутствует, а гепариновое число равно 4. Тогда, очевидно, указанное сочетание для данного объекта не выполняется.
Введем понятие информативного сочетания. Допустим, проведена проверка данного сочетания на выполняемость для обучающей выборки первого и второго образов. Это сочетание, как правило, выполняется на реализации второго образа. Подобное сочетание назовем информативным, что в медицинской практике соответствует понятию синдрома.
Постановказадачи
выбораинформативныхпоказателей
.Принципиальная трудность при решении задачи рас-иозланамин (и частности, задачи выбора информативных показателей) в комплексных социально-медицинских исследованиях обусловлена следующими обстоятельствами:
40
1) число исходных показателей велико (несколько сотен); I) признаки зависимы между собой;
5) у некоторых объектов могут быть измерены не все исслеМЫе показатели;
4) объем обучающей выборки невелик (число реализаций Каждого образа порядка 5 —100) по сравнению с общим Ом показателей;
6) показатели разнотипны по сцоей природе, т. е. система ХОДПых показателей содержит количественные, качественклассификационные и булевы признаки.
Именно указанные обстоятельства, как правило, характери-|f|OT информацию при любом комплексном подходе к решению циально-медицинских задач. Например, при изучении вибро-[Тологии (материалы ИГД СО АН СССР и Новосибирского |динститута) для каждого обследованного человека зарегист-ровано около 700 показателей: это прежде всего данные, рактеризующие условия труда, а также наблюдения профпа-ога, окулиста, рентгенолога, стоматолога, отоларинголога, вропатолога, результаты биохимического анализа, показате-электрокардиограммы и т. д. Однако наибольшую трудность ри разработке алгоритма распознавания представляет послед-обстоятельство (разнотипность показателей). Остановимся на подробнее.
Проиллюстрируем примерами разные типы показателей, од количественными показателями будем понимать такие, Как артериальное давление, стаж работы, возраст, рост, темпе-Т ратура и т. д. Значениям такого рода показателей соответствуют 'числа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.