Исполнительные асинхронные двигатели. Схемы замещения и параметры двухфазных исполнительных асинхронных двигателей. Вращающий момент двухфазного исполнительного асинхронного двигателя. Характеристики исполнительных асинхронных двигателей. Вращающиеся трансформаторы. Универсальные коллекторные двигатели и преобразователи. Синхронные машины общего применения. Синхронные двигатели для систем автоматики, страница 61

Анализ режимов работы систем автоматического управления показывает, что их нагрузочный момент представляет собой, как правило, случайные функции времени. Действительно, на примере следящей системы радиолокационной антенны (см. рис. 15.7,д и 15.8) очевидно, что, например, момент сопротивления движению определяется скоростью ветра и его направлением, а необходимые параметры движения (угловые скорость и ускорение) зависят от скорости и направления пролетающего самолета, а также его удаленности от станции. Поэтому расчет моментов сопротивления, токов и скорости, а следовательно, и мощности двигателя носит приближенный характер. Нередко запасы по мощности и времени допустимой работы таких двигателей значительно превышают средние или эквивалентные значения.

Если выбрать двигатель со значительным завышением мощности, то это приведет, с одной стороны, к увеличению габаритов и массы привода, к повышенному расходу энергии, запас которой в бортовых системах автоматики нередко ограничен, с другой стороны, отрицательно скажется на динамических свойствах системы, потому что запас мощности двигателя будет затрачиваться на «разгон самого себя», учитывая резко возрастающий с увеличением мощности, а следовательно, и размеров момент инерции ротора.

Если выбрать двигатель с заниженной мощностью, то это может привести к недопустимым рассогласованиям в следящей системе во время «пиковых» нагрузок, отказу в работе и аварии.

Упрощенный выбор мощности двигателя может быть сделан по моменту сопротивления Ме и угловой скорости вала нагрузки ωс в статическом (без ускорений) режиме работы:

                                             (15.13)

где Р-в Вт; Мс-в Н∙м; ωс-рад/с; 1,2-2,5-запас мощности, необходимый для создания ускорений, преодоления максимумов нагрузочного момента и учета КПД редуктора.

1. По найденной мощности Р выбирают двигатель с близким значением мощности.

2. По номинальной частоте вращения двигателя nном и максимально необходимой угловой скорости вала нагрузки ωс maxопределяют передаточное отношение редуктора:, где

3. Производят выбор типа редуктора, распределяют общее передаточное отношение редуктора ip по его ступеням и определяют КПД ηр и момент инерции редуктора J'p, приведенный к валу двигателя.

4. По данным двигателя (Jдв), редуктора (ip, ηри J'p нагрузки (Mc и Jc) и заданному среднеквадратичному ускорению вала нагрузки εc ср кв вычисляют эквивалентный момент на валу двигателя:

Двигатель выбран правильно, если удовлетворяется  неравенство

§ 15.9. Выбор двигателя для следящих систем большой мощности

Вследящих системах мощностью до сотен ватт и выше применяют двигатели постоянного тока независимого возбуждения с регулированием угловой скорости по принципу ЭМУ — Д, Г — Д и УВ — Д (см. гл. 4). Особенность таких систем состоит в том, что момент инерции нагрузки, приведенный к валу двигателя, как правило, в несколько раз меньше, чем момент инерции якоря двигателя, а приведенный момент инерции редуктора составляет лишь 5-25% от момента инерции якоря, т. е. при переходных процессах динамический момент двигателя затрачивается в основном на преодоление инерции самого двигателя.

Поскольку приведенные моменты инерции зависят от передаточного отношения редуктора в квадрате, оно является определяющим при выборе двигателя. Для каждого двигателя можно рассчитать оптимальное передаточное отношение редуктора ip opt.

Существует несколько критериев оптимальности ip. Рассмотрим вариант, обеспечивающий приводу максимальное ускорение [15]. Решимуравнение динамики

в котором Jдв = (1,05 ÷ 1,25) Jдв-суммарный момент инерциидвигателя с редуктором относительно ускорения вала нагрузки εс. Тогда

Приравняв пулю производную c/dip = 0, найдем

Подставив (15.16) в (15.15), получим максимальное ускорение

Вычислив по  (15.17) Jдв, p и подставив его в (15.14), определим

Это означает, что система получит максимальное ускорение в том случае, когда на валу нагрузки используется половина вращающего момента М, который развивает двигатель, а вторая половина затрачивается на преодоление момента инерции ротора с редуктором.