Исполнительные асинхронные двигатели. Схемы замещения и параметры двухфазных исполнительных асинхронных двигателей. Вращающий момент двухфазного исполнительного асинхронного двигателя. Характеристики исполнительных асинхронных двигателей. Вращающиеся трансформаторы. Универсальные коллекторные двигатели и преобразователи. Синхронные машины общего применения. Синхронные двигатели для систем автоматики, страница 38

                                  (13.2)

где р - число пар полюсов ротора или каждой фазы статора; т- число фаз или так называемых тактов управления в одном цикле.

Для двигателя рис. 13.9 р = 1, т = 2, так как одному такту соответствует возбуждение полюсов с обмоткой, а второму (при отключении обмотки) - действие полюсов с постоянными магнитами. Следователь но, шаг двигателя α = 90°.

Рис. 13.10. Схема нереверсивного ШД с активным ротором, возбуждаемым знакопеременными импульсами

Рис. 13.11. Схема двухфазного ШД с реактивным ротором

На рис. 13.10 изображен двигатель с активным ротором (в виде постоянного магнита), имеющим р = 5. Увеличение числа пар полюсов позволяет уменьшить шаг и сделать вращение ротора более равномерным. Шаг двигателя с активным ротором

                                            (13.3)

Для изображенной схемы двигателя α = 36°, причем обмотка питается разнополярными импульсами, что соответствует двум тактам за цикл (m = 2). Однонаправленность вращения обеспечивают фигурные полюсы статора, выполняющие функции клювообразных полюсов ротора двигателя (рис. 13.9).

Достоинством однофазных ШД с постоянными магнитами на статоре или роторе является простота конструкции и схемы управления. Для фиксации ротора при обесточенной обмотке не требуется потребления энергии во время пауз, угол поворота ротора сохраняет свое значение при перерывах в питании. Двигатели этого тина могут отрабатывать импульсы, поступающие с частотой до 200—300 Гц. Их недостатки - низкий КПД и невозможность реверса.

Схема двухфазного ШД с реактивным ротором изображена на рис. 13.11,а. Фазные обмотки управления поочередно подключают к источнику напряжения постоянного тока с помощью схемы, на вход которой поступают управляющие импульсы. Как и в двигателе рис. 13.9, каждому включению обмоток соответствует поворот ротора на один шаг, равный согласно (13.2) 90°, в сторону клювообразных выступов ротора (р = 1, т = 2).

Важной  характеристикой ШД является зависимость статического синхронизирующего момента от электрического угла рассогласования γэл т. е. зависимость вращающего момента при установившемся токе й обмотке от угла между осью полюса ротора и осью возбужденного полюса статора. Для двигателя с клювообразными полюсами эта зависимость имеет вид несимметричной кривой (сплошная линия на рис. 13.11,6). При отклонении ротора от согласованного (γэл = 0) положения до точки А или В вращающий момент стремится вернуть ротор в положение 0.

При подаче тока в обмотку управления другой фазы ось возбужден ною полюса смещается на один шаг, который в эл. град (радианах) для реактивного ротора

                                                           (13.4)

Вместе с осью полюса смещается и кривая синхронизирующего момента (пунктирная кривая на рис. 13.11,б).

Точка пересечения исходной и сдвинутой характеристик определяет наибольший допустимый момент сопротивления Мсдоп, при котором возможны пуск и дальнейшая работа двигателя. Действительно, при моменте сопротивления Мс = 0 ротор в момент переключения находит ся в точке 0 и под действием пускового момента Мп придет в движение, перемещаясь к точке 0' нового устойчивого положения. Если Мсдоп> > Мс > 0, то ротор во время предыдущего шага остановится в точке, лежащей правее точки γдоп, в которой синхронизирующий момент равен моменту сопротивления. При подаче следующего импульса ротор тоже

Рис. 13.12. Схема нереверсивного редукторного ШД

переместится к точке 0'. Если же Мс > Мсдоп, то ротор остановится в точке левее γдоп, а следовательно, как видно из расположения кривых, синхронизирующий момент при подаче следующего импульса не в состоянии  , будет преодолеть момент сопротивления.

Под устойчивостью работы ШД понимают его способность вращать ротор без потери импульсов. Различают статическую и динамическую устойчивость.

Статическая устойчивость характеризуется зоной устойчивого равновесия АВ, в которой ротор, будучи выведен из точки устойчивого равновесия 0 (при Мс = 0), возвращается в нее после снятия воздействия.