Исполнительные асинхронные двигатели. Схемы замещения и параметры двухфазных исполнительных асинхронных двигателей. Вращающий момент двухфазного исполнительного асинхронного двигателя. Характеристики исполнительных асинхронных двигателей. Вращающиеся трансформаторы. Универсальные коллекторные двигатели и преобразователи. Синхронные машины общего применения. Синхронные двигатели для систем автоматики, страница 55

Шаблон (рис. 15.4, а) представляет собой лекало, построенное по уравнению (15.2) для случая максимальной нагрузки (а, следовательно, и наибольших потерь Q), с выступом, соответствующим установившейся температуре перегрева для максимальной нагрузки

Рис. 15.4. К построению температурной кривой методом шаблона

.Сначала строят ступенчатый график Q = f(t) (рис. 15.4,б), представляющий собой в соответствующем масштабе, учитывающем, что

график установившихся температур. Затем, приложив шаблон к графику так, чтобы выступ лекала совпадал с горизонталью установившейся температуры для первой ступени, а экспоненциальная часть лекала проходила через нуль, вычерчивают кривую нарастания температуры т на отрезке времени 0 — t1

Прикладывая на следующих интервалах времени шаблон так, чтобы его выступ совпадал с горизонталью установившейся температуры на соответствующих ступенях нагрузки, а экспоненциальная часть проходила через точку, где оканчивается температурная кривая τ предыдущего интервала, последовательно вычерчивают всю кривую изменения температуры. Если степень нагрузки последующего интервала меньше, чем предыдущего (как, например, на участке t2 - t3), шаблон переворачивают, как показано пунктиром на рисунке. Двигатель не перегревается, если температурная кривая лежит ниже τдоп на всем интервале работы.

Вместо довольно громоздкого построения температурной кривой методом шаблона часто достаточно проверить двигатель на нагрев методом средних потерь, который состоит в следующем. Предположим, что двигатель рассчитан на длительное включение при неизменной номинальной нагрузке, соответствующей потерям Qном. При этом τ ≈ τдоп (см. рис. 15.2). Если же двигатель работает с переменной нагрузкой и средние тепловые потери в нем QсрQном  то его температура не будет превышать допустимого значения.

Однако подсчет средних потерь вызывает определенные трудности. В связи с этим на практике при выборе двигателей и их проверке на нагрев используют методы косвенной оценки потерь, а следовательно, и температуры двигателя. С этой целью вводят понятия эквивалентных по условиям нагрева тока Iэк, момента Мэк и мощности Рэк.

Считая выделяющуюся в двигателе теплоту пропорциональной квадрату тока, находят эквивалентное с точки зрения тепловых потерь значение тока

где It, I2, ..., In; t1, t2, ..., tn - значения тока и длительности интервалов времени, при которых протекают эти токи.

Если удовлетворяется неравенство Iэк ≤ Iном то двигатель не перегревается.

Заметим, однако, что эта оценка справедлива при условии, что длительность интервалов, особенно при больших нагрузках, удовлетворяет условию tn ≤(1 ÷ 2)ТТ.

В случае, когда вращающий момент двигателя пропорционален току (например, в двигателе постоянного тока независимого возбуждения), можно оценить тепловую нагрузку машины методом эквивалентного момента

Если частота вращения двигателя во время работы изменяется незначительно (асинхронные и синхронные двигатели), то нагрев может быть оценен методом эквивалентной мощности, так как в этом случае она пропорциональна вращающему моменту:

§ 15.2. Тепловые режимы работы двигателя

Взависимости от условий нагрева и охлаждения двигателя различают три основных режима его работы, каждому из которых соответствует своя методика выбора мощности двигателя: продолжительный, кратковременный и повторно - кратковременный.

Продолжительным называют такой режим, при котором за время включенного состояния температура двигателя достигает установившегося значения (например, режим Q3на рис. 15.2). Такой режим имеет место при t > (3 ÷ 4) ТТ

Кратковременным называют такой режим, при котором за время включенного состояния температура двигателя не достигает установившегося значения, а за время паузы снижается до температуры окружающей среды. Вид температурной кривой при таком режиме показан на рис. 15.5. Обычно в каталогах для двигателей кратковременного режима работы указывается допустимая нагрузка при определенном времени включения.