Исполнительные асинхронные двигатели. Схемы замещения и параметры двухфазных исполнительных асинхронных двигателей. Вращающий момент двухфазного исполнительного асинхронного двигателя. Характеристики исполнительных асинхронных двигателей. Вращающиеся трансформаторы. Универсальные коллекторные двигатели и преобразователи. Синхронные машины общего применения. Синхронные двигатели для систем автоматики, страница 46

f, т. е. от угловой скорости ротора, некоторое значение угла θ окажется оптимальным лишь для одной угловой скорости. В реверсивных двигателях и двигателях с частым пуском устанавливают θ= 0, что равно сильно установке щеток в двигателе постоянного тока на геометрической нейтрали.

Считая в (13.16) θ = 0, для малых угловых скоростей при xl «rl найдем

ПрирkФ0 = kэмполучим выражение для механической характеристики

                                               (13.17)

идентичное выражению (3.9) для двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

Казалось бы, и характеристики вентильного двигателя должны совпадать с характеристиками обычного двигателя постоянного тока с независимым возбуждением. Однако они совпадают лишь при относительно небольших угловых скоростях ротора в двигательном режиме, как это видно из рис. 13.26, на котором построено семейство механических характеристик, соответствующих уравнению

                                             (13.18)

полученному из (13.16) при θ = 0.

Рис. 13.26.Механические характеристики вентильного двигателя

Рис. 13.27. Механические характеристики вентильного двигателя при различной относительной индуктивности обмоток

Рис. 13.28. Форма напряжения, подводимого к фазной обмотке при импульсном управлении двигателем

На рис. 13.27 показано влияние на вид механической характеристики индуктивного сопротивления обмоток ω0L1/r1где w0 = = U1/(kрФ0)-угловая скорость ротора при идеальном холостом ходе, полученная из (13.18) при М = 0.

Таким образом, механические характеристики вентильного двигателя совпадают с механическими характеристиками обычного двигателя постоянного тока лишь при L1 →0.

Важным свойством вентильного двигателя является возможность управления угловой скоростью с помощью транзисторного коммутатора импульсным методом при неизменном напряжении сети без применения дополнительных машин или усилителей. Управление двигателем производят путем изменения среднего значения напряжения, прикладываемого к обмоткам статора, методом широтно-импульсной модуляции. На рис. 13.28 показана форма напряжения, поступающего к обмотке фазы, среднее значение которого

                                                           (13.19)

где у — tН/TИ— относительная длительность (скважность) импульсов под водимого к двигателю промодулированного напряжения.

Частоту модуляции выбирают достаточно высокой, с тем чтобы уменьшить амплитуду пульсаций тока, так как тепловые потери в обмотках возрастают с увеличением этой амплитуды. Однако с ростом частоты увеличиваются потери в транзисторах на переключение. Обычно частоту выбирают в диапазоне 400—2500 Гц. В этом случае импульсное регулирование напряжения эквивалентно изменению его среднего значения. С учетом (13.19) выражение (13.18) примет вид

                                           (13.20)

Характеристики на рис. 13.26 при различных у построены по (13.20) для ω0L1/rl= 0,8.

Для реверсивного вентильного двигателя дифференциальное уравнение движения вала двигателя с достаточной точностью записывают в виде

Подставив в негополученное из (13.17), представим это выражение в изображениях:

                                         (13.21)

Из (13.21) передаточная функция реверсивного двигателя

                                       (13.22)

где

Для нереверсивного двигателя выражение (13.22) не изменится, только коэффициент передачи

В табл. П.29 приведены основные параметры вентильных двигателей серии МБ. Двигатели рассчитаны на мощность 0,8 — 50 Вт и имеют частоты вращения 2000-12500 об/мин. Двигатели имеют стабилизированную частоту вращения, что достигается импульсным регулированием напряжения. Сигнал для регулирования получают от тахогенератора, встроенного в двигатель.

Наличие транзисторного коммутатора, конструктивно отделенного от двигателя и соединяемого с ним гибким кабелем с многоштырьковым разъемом, увеличивает стоимость вентильных двигателей по сравнению с обычными коллекторными двигателями постоянного тока. Поэтому их применяют лишь для длительной и надежной работы в различных неблагоприятных условиях (вакуум, значительные колебания температуры, жидкие среды и т. п.)