Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы)

Страницы работы

Содержание работы

1. Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками

Психология (греч. «псюхе» - душа, «логос» - учение) – наука о сознании, психике и закономерностях ее развития.

Психология – наука, изучающая внутренние психические явления через анализ внешних психологических факторов.

Житейские психологические знания – научно непроверенные, полученные путем жизненного опыта. Они есть у каждого человека, однако  они ненадежны и недостоверны, т.к. получены из наблюдений, сравнений, из собственного сознания – в них много субъективности.

Научные психологические знания – точные, правильные знания, т.к. доказаны с помощью фактов и математических расчетов. Они объективны, т.к. проверены экспериментально.

Психика (душа) связана с телом и психика  - свойство мозга. Она носит характер отражения: предметы и явления окружающего мира, воздействуя на человека, отражаются в коре головного мозга в виде образов. Содержание психики – образы реальных, независимо от нас существующих предметов и явлений. Отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного и субъективного. Психический образ объективен по источнику и субъективен по форме и полноте отражения.

Психология изучает психическое отражение– это такое отражение, при котором внешнее воздействие преломляется через внутренне состояние.

Психическое отражение:

  1. правильное отражение действительности. Возникающий образ – копия существующих явлений и событий, правильность которых проверяется практикой
  2. носит опережающий характер: оно дает возможность предвидеть события и различить результат
  3. происходит при активном взаимодействии с окружающей средой

Психика – свойство мозга, заключающееся в субъективном отражении объективного мира.

Задачи психологии:

  1. Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности
  2. Научиться управлять ими
  3. Использовать полученные знания максимально эффективно на практике

Связь психологии с другими науками:

Изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, т.к. психику человека невозможно понять без знаний его природной и социальной сущности, знания его ЦНС. Это рассматривает физиология.

Психология тесно связана с историей общества и его культурой, т.к. в формировании высших психических функций человека сыграли важную роль главные достижения: орудия труда и др.

Человек – биосоциальное существо, т.е. только живя в обществе, формируется психика. Поэтому углубленному познанию психики способствует знание основ социологии.

Психология связана с педагогикой, т.к. сознание, мышление формируется в процессе развития и воспитания, образования.

Психология связана с философией, т.к. зародилась как особая дисциплина в ее недрах.

Психология накопила так много знаний, что из нее вышли отдельные отрасли:

  I.  Фундаментальные (в которых решаются вопросы понимания явлений, разъясняются основные термины и научные понятия, а также собираются достоверные факты. Главная задача – получать знания)

1.  Общая психология (изучает общие закономерности психики)

2.  Возрастная психология (изучает возрастные особенности от младенчества до старости)

3.  Социальная психология (изучает группы и коллективы, проблемы межличностного взаимодействия)

  II.  Прикладные (изучают психологические явления, представленные в отдельной деятельности людей. Главная цель не  в получении знаний, а в выработке рекомендаций по их использованию на практике):

  1. Педагогическая психология (проблемы обучения и воспитания)
  2. Медицинская психология (занимается  проблемами профессиональной пригодности)
  3. Психология труда (изучает психологическую сущность деятельности)
  4. Психология религии (изучает систему воздействия и веру)
  5. Психология спорта
  6. Псилогия искусства
  7. Военная психология
  8. Инженерная психология (изучает отношения между человеком и техникой)

Методы психологии:

  I.  Неэкспериментальные:

  1. Наблюдение – целенаправленный, преднамеренный и специальным образом организованный процесс

a.  Случайное и систематическое

b.  Включенное и включенное

c.  Лабораторное и естественное

d.  Лангетюдное и единичное (целенаправленное)

  1. Беседа – метод исследования, предусматривающий прямое или косвенное накопление информации путем вербального общения
  2. Опрос-анкета – опросный метод, содержащий систему вопросов, составленных определенным образом
  3. Анализ результатов деятельности

  II.  Экспериментальные – методы воздействия независимой переменной на зависимую

Классификация:

  • Отечественная
    • Естественный эксперимент
    • Лабораторный эксперимент
    • Моделирующий эксперимент
  • Зарубежная
    • Классический эксперимент
    • Квази-эксперимент
    • Корелюционные исследования

  III.  Психодиагностические

      1. Объективные тесты – тесты на интеллект (однозначно правильный ответ)
      2. Опросники - тесты с вариантами ответов
      3. Проективные методики

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
327 Kb
Скачали:
0