Сравнение психики:
ЧЕЛОВЕК
ЖИВОТНОЕ
Сигнальные системы по Павлову
Первая – вид сигнальной системы как ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособленными условно-рефлекторными реакциями
Вторая – вид сигнальной системы, которая ориентирована на знаковые, прежде всего, словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей.
3. Понятие о психике и сознании, стадии развития психики, представления о структуре сознания
Психика – результат эволюции материи. На определенном этапе развития материи появились живые организмы.
2 формы развития психики:
| 
   Стадии  | 
  
   Животные особенности нервной системы  | 
  
   Особенности отражения  | 
  
   Особенности поведения  | 
 
| 
   элементарная сенсорная психика (стадия чувствительности): a) Низший уровень b) Высший уровень  | 
  
   a) моллюски, морская звезда и т.д. b) улитки, черви, насекомые Нервная система цепочная, диффузная, узловая  | 
  
   a) элементарные формы движения и нецеленаправленная активность b) наличие ощущений, элементарных условных рефлексов, защитной реакции и двигательной активности  | 
  
   шаблонная инстинктивная форма поведения  | 
 
| 
   перцептивная стадия восприятия: a) низший уровень b) высший уровень c) наивысший уровень (уровень интеллектуальной психики)  | 
  
   a) рыбы, насекомые, позвоночные b) кошки, собаки, птицы и др. млекопитающие c) дельфины, приматы Нервная система: появляется кора головного мозга, способность к более тонкому анализу  | 
  
   a) образное отражение предметов, защитное поведение и двигательные навыки b) высоко развитые инстинкты, слух, зрение, обоняние, складывание «картины мира» c) практическая ориентировочная исследовательская деятельность, способность к познанию мира, интеллектуальное поведение (практическое ручное мышление)  | 
  
   a) шаблонная инстинктивная форма поведения b) способность приобретать индивидуальный опыт путем научения c) интеллектуальная форма (для решения задач используют предметы из поля зрения)  | 
 
| 
   стадия сознания  | 
  
   относится человек и только  | 
  
   отражение окружающего мира с помощью мышления и речи на основе совокупности знаний + воображение  | 
  
   познание, переживание, отношение к миру, рефлексия, научение, способность к действиям с орудиями труда, регулирование поведения  | 
 
Сознание выступает в качестве высшей формы отражения. Сознание человека изначально включено в практику. Все действия человека сознательны, но уровень их осознания – это другая проблема. Благодаря сознанию жизнь человека перестает быть автоматическим функционированием. Сознание человека дано не изначально, и порождается не природой, а обществом. Индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка. Сознание может уменьшаться или увеличиваться, отчасти утрачиваться во сне и полностью при обмороке.
Законы сознания:
Чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем, т.е. труднее осознаются автоматические действия
Осознать какую-нибудь операцию – значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка, т.е. воссоздать ее в воображении так, чтобы можно было выразить словами
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.