Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 3

  • Наследственно закрепленные, видовые имеющиеся безусловные связи
  • Состоит из регуляции внутренней среды и сохранения единства организма
  • Постоянны, т.к. протекают через уже готовые рефлекторные дуги

Сравнение психики:

ЧЕЛОВЕК

  • Социально направленная психика
  • Психические и физиологические процессы разъединены
  • Решает абстрактные задачи

ЖИВОТНОЕ

  • Психика натуральна
  • Психические и физиологические процессы едины
  • Решает конкретные задачи

Сигнальные системы по Павлову

Первая – вид сигнальной системы как ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособленными условно-рефлекторными реакциями

Вторая – вид сигнальной системы, которая ориентирована на знаковые, прежде всего, словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей.

3. Понятие о психике и сознании, стадии развития психики, представления о структуре сознания

Психика – результат эволюции материи. На определенном этапе развития материи появились живые организмы.

2 формы развития психики:

  1. Допсихическая
  2. Первая психическая, которая характеризуется появлением живых организмов

Стадии

Животные особенности нервной системы

Особенности отражения

Особенности поведения

элементарная сенсорная психика (стадия чувствительности):

a)  Низший уровень

b)  Высший уровень

a)  моллюски, морская звезда и т.д.

b)  улитки, черви, насекомые

Нервная система цепочная, диффузная, узловая

a)  элементарные формы движения и нецеленаправленная активность

b)  наличие ощущений, элементарных условных рефлексов, защитной реакции и  двигательной активности

шаблонная инстинктивная форма поведения

перцептивная стадия восприятия:

a)  низший уровень

b)  высший уровень

c)  наивысший уровень (уровень интеллектуальной психики)

a)  рыбы, насекомые, позвоночные

b)  кошки, собаки, птицы и др. млекопитающие

c)  дельфины, приматы

Нервная система: появляется кора головного мозга, способность к более тонкому анализу

a)  образное отражение предметов, защитное поведение и двигательные навыки

b)  высоко развитые инстинкты, слух, зрение, обоняние, складывание «картины мира»

c)  практическая ориентировочная исследовательская  деятельность, способность к познанию мира, интеллектуальное поведение (практическое ручное мышление)

a)  шаблонная инстинктивная форма поведения

b)  способность приобретать индивидуальный опыт путем научения

c)  интеллектуальная форма (для решения задач используют предметы из поля зрения)

стадия сознания

относится человек и только

отражение окружающего мира с помощью мышления и речи на основе совокупности знаний + воображение

познание, переживание, отношение к миру, рефлексия, научение, способность к действиям с орудиями труда, регулирование поведения

Сознание выступает в качестве высшей формы отражения. Сознание человека изначально включено в практику. Все действия человека сознательны, но уровень их осознания – это другая проблема. Благодаря сознанию жизнь человека перестает быть автоматическим функционированием. Сознание человека дано не изначально, и порождается не природой, а обществом. Индивидуальное сознание может существовать только  при наличии общественного сознания и языка. Сознание может уменьшаться или увеличиваться, отчасти утрачиваться во сне и полностью при обмороке.

Законы сознания:

  1. Закон Клапареда

Чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем, т.е. труднее осознаются автоматические действия

  1. Закон смещения (или сдвига)

Осознать какую-нибудь операцию – значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка, т.е. воссоздать ее в воображении так, чтобы можно было выразить словами