Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 7

  1. Умения и навыки – способности человека, связанные с практическим выполнением данной деятельности. Когда мы говорим, что человек способен выполнить ту или иную деятельность, то мы имеем в виду развитие умений и навыков.

Умение – сознательно выполняемое действие без автоматизма.

Навыки– выполняются бессознательно, автоматически

Разновидности деятельности связаны с восприятием, вниманием, памятью, воображением, мышлением и речью.

Виды деятельности:

Общение – вид  деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития, направлен на обмен информацией между общающимися людьми.

Бывает:

  • Непосредственным и опосредованным
  • Вербальным (слова) и невербальным (мимика)

Игра– вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта, за исключением деловых и конструктивных игр взрослых и детей.

Типы игр:

  • Индивидуальные и групповые
  • Предметные и сюжетные
  • Ролевые и игры с правилами

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

  • Организованное (в специальных учреждениях)
  • Неорганизованное (при других видах деятельности как побочный результат)

Труд – вид деятельности, с которым связано создание и совершенствование орудий труда, предметов материальной и духовной культуры, преобразование условий своей жизни

10. Воля. Волевые черты личности, развитие силы воли

Воля– сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей; власть над собой над своими чувствами, действиями.

Пути развития воли:

  1. Приобретение привычки преодолевать незначительные трудности
  2. Исключить любые самооправдания
  3. Преодоление трудностей и препятствий
  4. Исполнять  до конца однажды принятые решения
  5. Отдельную цель необходимо дробить на этапы
  6. Соблюдать режим дня и распорядок жизни
  7. Систематические занятия спортом

Волевые черты личности:

Целеустремленность – умение подчинять свои действия цели

Настойчивость – умение мобилизовать свои возможности

Выдержка – умение затормозить своей деятельностью

Решительность – умение принимать твердые решения

Инициативность – умение работать творчески

Самостоятельность – умение действовать на основании своих взглядов и убеждений

Организованность – умение упорядочить и планировать свою деятельность

Дисциплинированность – умение подчинить свое поведение общепринятым нормам

Смелость – умение побороть страх

Исполнительность – выполнение в срок поручений и обязанностей

11. Понятие об общении и его структура (коммуникативная, интерактивная и перцептивная  функции.)

Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет устанавливать контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.

   Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

·  Коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией м/ду участниками совместной деятельности. Общаясь люди обращаются к языку, как одному из важнейших средств общения.

·  Интерактивная (взаимодействие общающихся) – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Так например производя расчет у кассы покупатель передает деньги продавцу не говоря при этом ни слова, а продавец в свою очередь отсчитывает сдачу и пробивает чек.

·  Перцептивная (взаимовосприятие) – восприятие общающимися друг друга. Очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого уважения, доверия, считает ли он его умным, понятливым или заранее предполагает, что его партнер ничего не поймет и ни в чем  сообщенном, не разберется.

Существует педагогическое общение под ним понимается система , приемы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, оказание учебно-воспитательного и организация взаимопонимания. Педагог выступает как инициатор этого процесса, организует его и управляет им.