Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 19

В рабовладельческом и феодальном строе воспитание было названо авторитарным.

19- первая пол. 20 вв. – воспитание было определено как свободное.

Основная задача современного воспитания – формирование всесторонне развитой и гармоничной личности:

  1. Физическое воспитание (основная цель – укрепление сил и здоровья)
  2. Умственное воспитание (овладение знаниями, совершенствование памяти, мышления, воображения и др. психических процессов, т.е. развитие себя)
  3. Техническое  воспитание – приобщение к современным достижениям науки и техники
  4. Духовное воспитание – приобщение и понимание видов искусства и литературы
  5. Нравственное воспитание и развитие (национальное и гражданское воспитание)
  6. Экологическое воспитание

Содержание обучения и воспитания, развитие личностных качеств раскрывается в учебных программах и учебниках, поэтому педагоги должны руководствоваться в своей работе рядом документов, а учебные и внеклассные мероприятия должны подчиняться основной цели.

Таким образом, воспитание – процесс педагогический.

Воспитание в широком смысле – овладение совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями и навыками, способностями к творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Воспитание в узком смысле – формирование идеологических, социальных нравственных и этических отношений.

Закономерности воспитания – устойчивые повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиться эффективных результатов в формировании личности:

  1. Характер воспитания на всех исторических этапах определяется потребностью общества
  2. Цели, содержание и методы воспитания находятся в единстве
  3. Обучение и воспитание неразрывно связаны
  4. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность
  5. Воспитание стимулирует активность и организаторские способности личности (поэтому педагогу необходимо создавать такие ситуации, где возникает потребность быть лучше)
  6. В процессе воспитания нужно проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью (психологическая основа этой закономерности: характер отношения педагога к учащимся вызывает у последнего эмоционально чувственные переживания; если эти отношения справедливы и гуманны, то воспитательное влияние педагога будет вызывать положительную реакцию; если эти отношения негативны, то положительного эффекта не будет). Педагогический такт и комфортная психологическая атмосфера являются особенностью данной закономерности
  7. необходимо помогать учащимся добиваться радости успехов, т.к это подсознательно стимулирует ученика улучшать свои учебные результаты
  8. необходимо выявлять и опираться на положительное в ребенке
  9. нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся
  10. воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив (Макаренко)
  11. является крайне важным единство педагогических усилий, усилий семьи и общественных организаций

Таким образом, педагогика – творчество и искусство учителя и других взрослых в воспитании и обучении детей.

28. Дидактика, ее задачи, проблемы, исследуемые дидактикой; образование, содержание образования, документы содержания образования

Дидактика - научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ события.

Считается, что этот термин ввел немецкий педагог и философ Ратке. Научную разработку дидактики осуществил чешский педагог Ян Каменский.

В сер. 19 в. появилось новое понятие – образование, которое включает в себя и воспитание и обучение.

Проблемы, исследуемые дидактикой:

  1. дидактика определяет педагогические основы содержания образования
  2. исследует сущность, закономерности и принципы обучения
  3. активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся
  4. организует и совершенствует формы учебной работы

Задачи дидактики:

    • Развитие форм и методов учебной работы
    • Изучение и обогащение передового педагогического опыта
    • Стимулирование творчества работников