В рабовладельческом и феодальном строе воспитание было
названо авторитарным.
19- первая пол. 20 вв. – воспитание было определено как
свободное.
Основная задача современного воспитания –
формирование всесторонне развитой и гармоничной личности:
- Физическое воспитание (основная цель – укрепление сил и
здоровья)
- Умственное воспитание (овладение знаниями,
совершенствование памяти, мышления, воображения и др. психических
процессов, т.е. развитие себя)
- Техническое воспитание – приобщение к современным
достижениям науки и техники
- Духовное воспитание – приобщение и понимание видов
искусства и литературы
- Нравственное воспитание и развитие (национальное и
гражданское воспитание)
- Экологическое воспитание
Содержание обучения и воспитания, развитие личностных
качеств раскрывается в учебных программах и учебниках, поэтому педагоги должны
руководствоваться в своей работе рядом документов, а учебные и внеклассные
мероприятия должны подчиняться основной цели.
Таким образом, воспитание – процесс педагогический.
Воспитание в широком смысле – овладение
совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями и навыками, способностями
к творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Воспитание в узком смысле – формирование
идеологических, социальных нравственных и этических отношений.
Закономерности воспитания – устойчивые
повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация
которых позволяет добиться эффективных результатов в формировании личности:
- Характер воспитания на всех исторических этапах
определяется потребностью общества
- Цели, содержание и методы воспитания находятся в единстве
- Обучение и воспитание неразрывно связаны
- Воспитание личности происходит только в процессе включения
ее в деятельность
- Воспитание стимулирует активность и организаторские
способности личности (поэтому педагогу необходимо создавать такие
ситуации, где возникает потребность быть лучше)
- В процессе воспитания нужно проявлять гуманность и
уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью
(психологическая основа этой закономерности: характер отношения педагога к
учащимся вызывает у последнего эмоционально чувственные переживания; если
эти отношения справедливы и гуманны, то воспитательное влияние педагога
будет вызывать положительную реакцию; если эти отношения негативны, то
положительного эффекта не будет). Педагогический такт и комфортная
психологическая атмосфера являются особенностью данной закономерности
- необходимо помогать учащимся добиваться радости успехов,
т.к это подсознательно стимулирует ученика улучшать свои учебные
результаты
- необходимо выявлять и опираться на положительное в ребенке
- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности
учащихся
- воспитание должно осуществляться в коллективе и через
коллектив (Макаренко)
- является крайне важным единство педагогических усилий,
усилий семьи и общественных организаций
Таким образом, педагогика – творчество и
искусство учителя и других взрослых в воспитании и обучении детей.
28. Дидактика, ее
задачи, проблемы, исследуемые дидактикой; образование, содержание образования,
документы содержания образования
Дидактика - научная дисциплина, которая
занимается исследованием теоретических и методических основ события.
Считается, что этот термин ввел немецкий педагог и философ
Ратке. Научную разработку дидактики осуществил чешский педагог Ян Каменский.
В сер. 19 в. появилось новое понятие – образование, которое
включает в себя и воспитание и обучение.
Проблемы, исследуемые дидактикой:
- дидактика определяет педагогические основы содержания
образования
- исследует сущность, закономерности и принципы обучения
- активизирует учебно-познавательную деятельность
учащихся
- организует и совершенствует формы учебной работы
Задачи дидактики:
- Развитие форм и методов учебной работы
- Изучение и обогащение передового педагогического опыта
- Стимулирование творчества работников