Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 4

Гипотеза о возникновении сознания принадлежит Леонтьеву.

В процессе трудовой деятельности формируются высшие психические функции (память, мышление). Толчок к возникновению сознания – возникновение новых форм деятельности, 2ой фактор – развитие речи и языка. Усложнение форм труда расширяет словесный запас.

Структура сознания:

1)  Совокупность знаний об окружающем мире

2)  Самопознание

3)  Отношение

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду.

Наше сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя:

Ø  Подсознание (инстинкты, влечения, забытая информация, вытесненные переживания)

Ø  Сознание – то, что находится в поле актуального  внимания, и то, что легко  вспоминается

Ø  Сверхсознание – совокупность моральных установок, норм поведения, т.е. то, что выполняет функцию совести

Super ego (мораль, совесть)

Ego (я)                               Id противится Super Ego=сублимируется                     энергия                                            

Id (оно) - бессознательное

Психическая жизнь человека определяется влечениями, инстинктами, сексуальной сферой – либидо. Делится на 2 сферы:

ü  Eros – энергетика жизни

ü  Tanatos – стремление к смерти

В виду множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сферы сознания и живут бессознательно теория бессознательного. Они прорываются в сознание в искаженной символической форме (это сны, оговорки, описки, ошибки, невротические симптомы – курение, пьянство, матерщина, грубость).

Неосознаваемые процессы – неосознанные механизмы сознательных действий:

Неосознаваемые автоматизмы – действия, которые совершаются сами, без участия сознания или контроля (механическая работа, врожденные акты - хождение) – навыки

Установки – готовность субъекта  действовать определенным образом

Неосознанное сопровождение сознательных действий (гримасы, жесты, мимика)

4. Человек: индивид, личность, индивидуальность, условия возникновения личности из индивида, жизненный путь личности

Все 3 понятия образуют единство, но они не тождественны.

Индивид – отдельный представитель человеческого рода, который обладает свойствами по наследству (возрастно-половые, конституциональные – телосложение, темперамент, задатки и свойства мозга). Индивид обладает биологическими особенностями (то, с чем мы рождаемся) и социальными свойствами (влияние среды). Индивидами рождаются.

Личность (лат. Persona – маска, личина)

По Платонову: личность – это человек, обладающий сознанием.

Личность – сознательный индивид как субъект труда, общения и познания.

Индивидами рождаются, а личностями становятся.

По Леонтьеву личность рождается дважды:

  • Первое рождение личности ≈ в 3 года (кризис «я сам»)
  • Второе рождение личности – когда рождается сознательная личность, сама управляющая своим поведением и деятельностью, т.к. сформированы собственные взгляды, моральные требования, оценки, которые делают человека независимым к воздействию среды

Условия возникновения личности из индивида (психологические предпосылки)

    1. Самостоятельность – способность отстаивать свои интересы
    2. Сознательность – способность оценивать окружающую среду и свое в ней место
    3. Творческие способности

Выделяют 2 фактора становления личности:

          • Врожденный
          • Приобретенный

Т.е. это проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Жизненный путь личности – путь становления ее индивидуальности.

Индивидуальность – неповторимость и своеобразие личности, проявляющееся в чертах характера, темпераменте, привычках и т.д.

5. Структура личности (теория черт личности, психоаналитическая теория, теория социальных ролей, гуманистическая теория)

Теория черт личности (Ольперт, Кеттел)

Черта личности – устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жизни на основе его опыта, наследственности или физиологических особенностей его организма.