Люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Было выявлено 16 различных факторов черт, которые изучаются с помощью теста. Предполагается, что черты личности складываются у человека рано в детстве (в 6-7 лет). Далее система черт может развиваться и изменяться всю жизнь, но то, что сформировалось в детстве в основном остается неизменным.
Психоаналитическая теория (Фрейд, Адлер, Юнг)
Личность – внутреннее психическое образование. Основной источник формирования личности – родители, учителя.
Человек находится в постоянном конфликте с обществом (внутри-личностный конфликт). Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек вырабатывает с помощью «Я» защитные механизмы.
Теория социальных ролей (Эрик Берн)
Каждый человек в своей жизни берет на себя и «играет» соответствующие и характерные для него социальные роли:
Часть ролевых установок становится для людей типичными.
Гуманистическая теория (Маслоу, Роджерс)
Основное понятие – потребность – понятие, которое не сводится к биологическому простому (к нужде), а указывает на сущность психического выбора.
Структура личности представляет собой иерархию потребностей (Маслоу).
Пирамида потребностей
Самоактуализация
Эстетическая потребность
Познавательная потребность
Потребность в уважении
Потребность в принадлежности и любви
Потребность в безопасности
Физиологические (биологические) потребности
Потребности высокого уровня удовлетворяют тогда, когда удовлетворены потребности низких уровней. Иерархия потребностей перестраивается постоянно в зависимости от того, что для человека является актуальным. Однако каждый человек обладает стремлением к самосовершенству. А центральное понятие «Я» заключает в себе цели, идеи, представления и ценности.
Самоактуализация
6. Личность, структура личности (по Платонову), самосознание и самооценка личности
Структура личности по Платонову
Направленность
|
Мотивы
⁄ \
Осознанные Неосознанные
| / | \
Потребности инстинкты влечения установки
Идеалы
Интересы
Убеждения
Взгляды
Цели
Направленность – система побуждений, определяющих избирательность отношений и активность личности, т.е. это система доминирующих мотивов.
Мотивы – побуждения к деятельности, определяющие выбор направленности.
Потребности – осознание того, что необходимо для поддержания жизни.
Идеал – высшая цель, образец того, к чему человек стремится.
Интерес – эмоционально окрашенная потребность (материальные, эстетические интересы и т.д.).
Убеждения – система взглядов к самому себе и окружающим – мировоззрение.
Цель – идеальное представление конечного результата.
Ситуация, когда человек, сталкиваясь с препятствиями, считает их непреодолимыми – фрустрация.
Личность – человек, обладающий сознанием.
Самосознание – осознание себя, своих способностей и возможностей.
Структура самосознания:
Функции самосознания:
Самооценка – характеристика личности, оценка себя. Своих возможностей, способностей, положения в обществе.
Из нее человек черпает ориентиры своего поведения.
Виды самооценки:
Заниженная самооценка – повышенная тревожность, боязнь отрицательного мнения о себе, повышенная ранимость. Это разрушает планы на успех, проблемы кажутся неразрешимыми, настроение колеблется, такие люди остро реагируют на критику, на смех и наказания, они более зависимы и чаще страдают от одиночества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.