Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 5

Люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Было выявлено 16 различных факторов черт, которые изучаются с помощью теста. Предполагается, что черты личности складываются у человека рано в детстве (в 6-7 лет). Далее система черт может развиваться и изменяться всю жизнь, но то, что сформировалось в детстве в основном остается неизменным.

Психоаналитическая теория (Фрейд, Адлер, Юнг)

Личность – внутреннее психическое образование. Основной источник формирования личности – родители, учителя.

Человек находится в постоянном конфликте с обществом (внутри-личностный конфликт). Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек вырабатывает с помощью «Я» защитные механизмы.

Теория социальных ролей (Эрик Берн)

Каждый человек в своей жизни берет на себя и «играет» соответствующие и характерные  для него социальные роли:

  1. Роль Ребенка
  2. Роль Взрослого
  3. Роль Родителя

Часть ролевых установок становится для людей типичными.

Гуманистическая теория (Маслоу, Роджерс)

Основное понятие – потребность – понятие, которое не сводится к биологическому простому (к нужде), а указывает на сущность психического выбора.

Структура личности представляет собой иерархию потребностей (Маслоу).

Пирамида потребностей

Самоактуализация

Эстетическая потребность

Познавательная потребность

Потребность в уважении

Потребность в принадлежности и любви

Потребность в безопасности

Физиологические (биологические) потребности

Потребности высокого уровня удовлетворяют тогда, когда удовлетворены потребности низких уровней. Иерархия потребностей перестраивается постоянно в зависимости от того, что для человека является актуальным. Однако каждый человек обладает стремлением к самосовершенству. А центральное понятие «Я» заключает в себе цели, идеи, представления и ценности.

Самоактуализация

  1. Актуальное восприятие действительности
  2. Принятие себя и других людей
  3. Сосредоточенность внимания
  4. Чувство юмора
  5. Развитие творческих способностей
  6. Озабоченность благополучием других

6. Личность, структура личности (по Платонову), самосознание и самооценка личности

Структура личности по Платонову

Направленность

|

Мотивы

⁄                                     \

Осознанные                              Неосознанные

|                                  /          |        \

Потребности              инстинкты     влечения     установки

Идеалы

Интересы

Убеждения

Взгляды

Цели

Направленность – система побуждений, определяющих избирательность отношений и активность личности, т.е. это система доминирующих мотивов.

Мотивы – побуждения к деятельности, определяющие выбор направленности.

Потребности – осознание того, что необходимо для поддержания жизни.

Идеал – высшая цель, образец того, к чему человек стремится.

Интерес – эмоционально окрашенная потребность (материальные, эстетические интересы и т.д.).

Убеждения – система взглядов к самому себе и окружающим – мировоззрение.

Цель – идеальное представление конечного результата.

Ситуация, когда человек, сталкиваясь  с препятствиями, считает их непреодолимыми – фрустрация.

Личность – человек, обладающий сознанием.

Самосознание – осознание себя, своих способностей и возможностей.

Структура самосознания:

  1. Самопознание
  2. Самооценка – эмоциональная сторона
  3. Саморегуляция – действенно-рулевая сторона

Функции самосознания:

  1. Вызов или задержка некоторых действий, поступков
  2. Переключение психической деятельности (замедление или ускорение, усиление или ослабление)
  3. Согласование наших побуждений

Самооценка – характеристика  личности, оценка себя. Своих возможностей, способностей, положения в обществе.

Из нее человек черпает ориентиры своего поведения.

Виды самооценки:

  • Адекватная (нормальная)
  • Неадекватная (завышенная и заниженная)

Заниженная самооценка – повышенная тревожность, боязнь отрицательного мнения о себе, повышенная ранимость. Это разрушает планы на успех, проблемы кажутся неразрешимыми, настроение колеблется, такие люди остро реагируют на критику, на смех и наказания, они более зависимы и чаще страдают от одиночества.