Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 10

17. Мышление, процессы и виды мышления, логические операции мышления, положительные качества ума

Мышление – процесс опосредованного обобщенного познания окружающего мира, т.к. посредником являются мыслительные операции, а обобщение означает систематизированный опыт.

Виды мышления:

  I.  По характеру решения задач

1.  Теоретическое – которое полностью совершается в уме без практических действий

2.  Практическое – решение некоторой практической жизненной задачи, но это не действие (планирование дня)

  II.  По степени оригинальности и новизны

1.  Продуктивное (или творческое) – которое порождает новый неизвестный ранее продукт (научные исследования)

2.  Репродуктивное (или воссоздающее) – имеет дело с такими задачами, решение которых уже было найдено

  III.  По степени развернутости

1.  Интуитивное – предполагает наличие интуиции, это умение правильно находить какое-то решение, быть уверенным в его правильности, не располагая доказательствами

2.  Логическое (или дискурсивное) – которое хорошо осознается как процесс и может быть проверено и доказано по законам логики

  IV.  По генетическим принципам

1.  Наглядно-действенное – при котором задача решается в процессе практической деятельности (с 3 лет и до конца жизни)

2.  Наглядно-образное – при котором задачи решаются в образах и представлениях

3.  Словесно-логическое – при котором задачи решаются в словесной форме с использованием законов логики

Процессы – такие мыслительные действия, с помощью которых человек решает задачи и которые характеризуют словесно-логическое мышление:

·  Суждение – высказывание, содержащее определенную мысль

·  Рассуждение – система логически связанных суждений, последовательность которых приводит к выводу

Логические операции мышления – такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний получают новые:

1)  Анализ – разделение сложного или составного предмета на отдельные части

2)  Синтез – объединение либо составление различных частей предмета в единое целое

3)  Сравнение – сопоставление с целью поиска сходств и различий

4)  Абстрагирование – при котором рассматриваются частные  свойства предмета, которые в действительности как отдельные не существуют

5)  Обобщение – соединение чего-либо в группы  по общим признакам

6)  Конкретизация – переход от общего к единичному, противоположна обобщению (сад: растения, собака, забор, земля)

Положительные качества ума:

Глубина – умение проникнуть в суть важных вопросов

Самостоятельность – умение решать вопросы без посторонней помощи

Широта – разносторонность интересов

Быстрота – способность быстро разбираться в вопросах

Критичность – объективная оценка своих и чужих мыслей

Проницательность – аналитическое предвидение будущих событий

Гибкость – свобода мышления, умение перестраиваться в случае допущения ошибок.

18.  Понятие о воображении, виды представлений и виды воображения, процесс создания образов воображения, развитие воображения.

Воображение – процесс представления в виде образов, отлич-ся от реальных или создание новых образов, путем переработки прежде воспринятых.

Виды представлений:

1 классификация: представление будущего, исторические, представление несуществующего, предст-е неизвестной реаль-ти, с кот не сталкивались;

2 классификация: 1) в зав-ти от анализатора (зрит-е, слух-е, обонят-е, вкус-е); 2) в зав-ти от участия воли (непроизв-е и произвольные): 3) по степени обобщенности (единичные и общие); 4) по продолжительности (оперативные(цель), кратковременные, долговр-е). 

Виды воображения:

  • в зав-ти от участия воли: 1. Пассивное воображение – образы, рожд взаимопроизв-но, без участия сознания и воли человека (сновидения, мечты, в виде грез).2. Активное – образы рожд-ся при активном участии сознания и воли человека, т.е. с целью.
  • По хар-ру созданного образа: 1. Репродуктивное воображение – это воспроив-е уже известно со своей долей фантазии  или создание образа по его описанию. 2.Продуктивное вообр-е – те творческое, кот пораждает совершенно новый образ или продукт деят-ти.