Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 11

Способы возникновения вообр-я:

1) мысленное усиление образов (гиперболизация),

2) мысленное ослабление (литота),

3) перенос на др объекты,

4) созд образов на основе обобщения,

5) вычленение образа предметом, когда на основе реально сущ-го придумыв нечто новое, 6) изменение величины объекта,

7) соединение частей объекта (агглюцинация), 

8) конструирование предметов.

Функции вообр-я:

1. Представлять действ-ть в образах  и иметь возм-ть пользов-ся ею.

2. Регулирование эмоциональных состояний, те спос-ть чел-ка, удовл-ть потр-ти и снимать напряж-ть.

3. Участие вообр-я в произв-й регуляции познов процессов и сост-й у чел-ка.

4. Формирование внутр плана действий. 5. Планирование  и программирование деят-ти.

19. Общее понятие об эмоциях и чувствах, их выражение, виды эмоциональных состояний и виды чувств

Эмоции – простейшая форма психического отражения, специфических переживаний человека, связанная с его потребностями, интересами и способами их удовлетворения.

Под влиянием эмоций возникают сложные психические состояния, а включение их в структуру становится настроением.

Если ощущения и восприятия отражают мир при воздействии на органы чувств, мышление отражает связи и закономерности, то эмоции и чувства проявляются в форме не предметов, а отношений. Эмоции в сознании человека вызывают не образ, а переживание.

Формы эмоций:

1)  Настроение – относительно слабое, но долговременное эмоциональное переживание, определенное психическое состояние человека

2)  Биологические (простейшие) – эмоциональные переживания, которые человек испытывает как живой организм в связи с удовлетворением органических потребностей

a.  Удовольствие – неудовольствие (приятно - неприятно)

b.  Напряжение – его разрешение

Отрицательные эмоции приводят к напряжению:

ü  Незначительному, т.е. быстроисчезающему (войти в класс, когда опоздал)

ü  Длительному (сессия)

ü  Выраженному (после конкретного события)

ü  Резко выраженному

c.  Возбуждение – успокоение (в коре головного мозга)

3)  Аффекты – кратковременное, бурнопротекающее и имеющее яркое внешнее выражение

4)  Страсть – сильное, глубокое и длительное переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели

Чувства – сложная форма отражения, свойственная только человеку, т.к. чувства отражают отношение к высшим нуждам (чувство гордости, любви, конкуренции)

a.  Низменные – те, которые порождены отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-то плохое

b.  Возвышенные – исходят из стремления делать людям добро, основываются на принятых в человеческом обществе нормах морали (сострадание, доброта, совесть). Совесть связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими и неукоснительное следование им.

Виды чувств в зависимости от высших потребностей:

1)  Эстетические – связанные с удовлетворением эстетических потребностей

2)  Интеллектуальные – связанные с познавательными потребностями

3)  Морально-нравственные – связанные с отношением к себе и другим людям (честность, добросовестность)

4)  Правовые – связанные с соблюдением либо нарушением норм морали

5)  Религиозные

Стресс – сильное отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает у человека в результате длительной психической и физической нагрузки.

Таким образом, все эмоции делят на положительные и отрицательные, т.е. приятные и неприятные.

Более сложными являются смешанные эмоции – это, когда в одном и том же переживании сочетаются отрицательные и положительные оттенки (получение удовольствия при просмотре фильма ужасов).

Базовые эмоции:

  1. Страх (стеника – паника, астеника - оцепенение)
  2. Тревога – ожидание события с неизвестным
    1. Адекватная
    2. Неадекватная
  3. Испуг - внезапный страх при неосознанной ситуации
  4. Боязнь – эмоция с известной причиной опасности
  5. Ужас – аффект страха
  6. опасность может вызывать усиливающееся возбуждение, что тонизирует кору головного мозга и появляется «разумный» страх в виде осторожности или опасения