Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 21

3.  специальные дидактические приемы (проблемные ситуации)

4.  учебные задачи

5.  наглядность

6.  контрастность и т.д.

VI.  Контрольно-регулятивный

Регулирование учебно-познавательной деят-ти учащихся связана с учетом их познавательной активности, индивидуальных умственных способностей и особенностей.

Учащимся с высокими способностями следует давать более сложные задачи, а слабым уделять больше внимания в объяснении – дифференцированный подход в педагогике.

Контроль играет большую стимулирующую роль. Он должен быть регулярным, но обучающихся следует подталкивать к самоконтролю.

VII.  Оценочно-результативный

Оценка  помогает оценить (определить) уровень знаний. Однако оценка должна быть справедливой и адекватной.

30. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание

Структура воспитательного процесса - взаимосвязь основных элементов - целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Цель воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, осуществлены под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание.

В наше время формируются новые направления воспитательной работы: гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное(религиозное) воспитание, а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

Методы воспитания:

1) методы организации деятельности - приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций, переключение;

2) методы убеждения - использование примера, рассказ, беседа, диспут, лекция;

3) методы стимулирования - поощрение, наказание, соревнование.

Средства воспитания являются «инструментарием» для решения воспитательных задач. К ним относятся: знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, социальная группа, технические средства, культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Самовоспитание - сознательная и целенаправленная работа по формированию у  себя определенных качеств. Рассматривая «технологию» самовоспитания, можно выделить в нем три этапа.

Первый этап - определение цели. На этом этапе можно выделить: самопознание, т. е. изучение самого себя, определение уровня развития интересующих качеств; определение идеала (личного, нравственного, трудового, эстетического, политического и др.); самообязательство, т. е. принятие конкретного плана действий, суммы конкретных качеств и степени их формирования.

Второй - работа по выполнению намеченного. Здесь можно выделить следующие способы воздействия на себя: самоубеждение и самовнушение; самообозрение, самоприказ.

Третий - подведение итогов работы, определение результатов, эффективности работы над собой. Здесь можно выделить такие способы воздействия, как самоконтроль и самоанализ. В лучшем случае их выполнение подразумевает ведение дневника, в наиболее простом - вспоминание вечером того, что сделано за день, осмысление своего поведения, его анализ в сравнении с приняты ми обязательствами.

Если у воспитанника уже сформированы нежелательные качества личности, то воспитание новых качеств сочетается с перевоспитание - преодолением недостатков предыдущего воспитания. Перевоспитание начинается с определения уровня воспитанности и причин неправильного поведения. Затем составляется программа перевоспитания, далее усвоение правил поведения.

К методам перевоспитания относятся: а) переубеждение; б) методы поощрения и наказания; в) метод переключения - переключение деятельности с отрицательной на положительную; г) метод самосовершенствования - самостоятельная борьба со своими недостатками.

Самосовершенствование - высшая форма перевоспитания, т. к. В этот процесс активно и сознательно включается сам воспитуемый.