3. специальные дидактические приемы (проблемные ситуации)
4. учебные задачи
5. наглядность
6. контрастность и т.д.
VI. Контрольно-регулятивный
Регулирование учебно-познавательной деят-ти учащихся связана с учетом их познавательной активности, индивидуальных умственных способностей и особенностей.
Учащимся с высокими способностями следует давать более сложные задачи, а слабым уделять больше внимания в объяснении – дифференцированный подход в педагогике.
Контроль играет большую стимулирующую роль. Он должен быть регулярным, но обучающихся следует подталкивать к самоконтролю.
VII. Оценочно-результативный
Оценка помогает оценить (определить) уровень знаний. Однако оценка должна быть справедливой и адекватной.
30. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание
Структура воспитательного процесса - взаимосвязь основных элементов - целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Цель воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, осуществлены под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание.
В наше время формируются новые направления воспитательной работы: гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное(религиозное) воспитание, а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).
Методы воспитания:
1) методы организации деятельности - приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций, переключение;
2) методы убеждения - использование примера, рассказ, беседа, диспут, лекция;
3) методы стимулирования - поощрение, наказание, соревнование.
Средства воспитания являются «инструментарием» для решения воспитательных задач. К ним относятся: знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, социальная группа, технические средства, культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).
Самовоспитание - сознательная и целенаправленная работа по формированию у себя определенных качеств. Рассматривая «технологию» самовоспитания, можно выделить в нем три этапа.
Первый этап - определение цели. На этом этапе можно выделить: самопознание, т. е. изучение самого себя, определение уровня развития интересующих качеств; определение идеала (личного, нравственного, трудового, эстетического, политического и др.); самообязательство, т. е. принятие конкретного плана действий, суммы конкретных качеств и степени их формирования.
Второй - работа по выполнению намеченного. Здесь можно выделить следующие способы воздействия на себя: самоубеждение и самовнушение; самообозрение, самоприказ.
Третий - подведение итогов работы, определение результатов, эффективности работы над собой. Здесь можно выделить такие способы воздействия, как самоконтроль и самоанализ. В лучшем случае их выполнение подразумевает ведение дневника, в наиболее простом - вспоминание вечером того, что сделано за день, осмысление своего поведения, его анализ в сравнении с приняты ми обязательствами.
Если у воспитанника уже сформированы нежелательные качества личности, то воспитание новых качеств сочетается с перевоспитание - преодолением недостатков предыдущего воспитания. Перевоспитание начинается с определения уровня воспитанности и причин неправильного поведения. Затем составляется программа перевоспитания, далее усвоение правил поведения.
К методам перевоспитания относятся: а) переубеждение; б) методы поощрения и наказания; в) метод переключения - переключение деятельности с отрицательной на положительную; г) метод самосовершенствования - самостоятельная борьба со своими недостатками.
Самосовершенствование - высшая форма перевоспитания, т. к. В этот процесс активно и сознательно включается сам воспитуемый.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.