Известная форма поведения – привычка – навык, который в результате многих повторений закрепляется и становится чертой характера.
Характер формируется в обществе. Учение о характере называется харатерология.
Чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая крайние варианты нормы – акцентуация характера.
Типы акцентуаций:
1) Циклоидная - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом
2) Лабильная – резкая смена настроения в зависимости от ситуации
3) Гипертимная – постоянное приподнятое настроение
4) Дистимная – преобладание пониженного настроения
5) Эпилиптоидная – склонность к злобно-тоскливому настроению, агрессия и педантичность (сверхаккуратность)
6) Шизоидная – замкнутость, эмоциональная холодность, трудности в установлении контакта
7) Сензитивная – повышенная впечатляемость и обостренное чувство неполноценности
8) Психостеническая – высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу и самомнению
9) Астеническая – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям
10) Конфорная – чрезмерная подчиненность, зависимость от мнения других, консерватизм
11) Застревающая – повышенная подозрительность, обидчивость, стремление к доминированию
12) Неустойчивая – легко поддается влиянию окружающих, поиск новых приключений и друзей
13) Демонстративная – высокая потребность к познанию, вниманию, повышенная живость
23. Способности и задатки, виды способностей, уровни развития способностей (одаренность, талант, гениальность)
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые отличают его от других людей и определяют успех в различных видах деятельности.
В основе способностей лежат задатки – врожденные предпосылки для развития, которые обуславливают пути формирования способностей. Задатки обусловлены наследственными генами ДНК и РНК.
Виды способностей:
ü Общие (способность ощущать, мыслить)
ü Частные (музыкальный слух, хороший глазомер, феноменальная память)
ü Общие (способность к труду, учебе)
ü Частные (профессиональные способности)
Высшими называются способности, которые соответствуют сложным видам деятельности, таким, которые связаны с человеческой культурой и не имеют аналогов у животных (речь, любая творческая деятельность).
Уровни развития способностей:
Ø Одаренность – ряд способностей, выделяющихся среди других
Ø Талант – способность к определенной деятельности, которая проявляется как творчество. Талант – совокупность способностей. Одна изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если достигла очень высокого уровня развития
Ø Гениальность – высокая степень одаренности
Профессиональные способности характеризуются соотношением усилий и результатов.
Формирование профессиональных способностей:
ü Наличие интереса
ü Организация учебного процесса
ü Хорошая подготовка теории и соотношение ее с практикой
ü Постоянное систематическое развитие профессиональных способностей
24. Понятие «конфликт», характеристика конфликтных личностей. Конструктивное поведение в конфликте.
Конфликт – это противодействующее состязание двух или более сторон с разнонаправленными интересами.
Характеристика конфликтных личностей:
· Демонстративный тип: Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Амбициозен, склонен к интригам. Отношение к людям опред-ся тем, как они относятся к нему. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосаб-ся к разл ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Кропотливой, системат-й работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимод-я чувствует себя неплохо.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.