Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 15

Известная форма поведения – привычка – навык, который в результате многих повторений закрепляется и становится чертой характера.

Характер формируется в обществе. Учение о характере называется харатерология.

Чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая крайние варианты нормы – акцентуация характера.

Типы акцентуаций:

1)  Циклоидная  - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом

2)  Лабильная – резкая смена настроения в зависимости от  ситуации

3)  Гипертимная – постоянное приподнятое настроение

4)  Дистимная – преобладание пониженного настроения

5)  Эпилиптоидная – склонность к злобно-тоскливому настроению, агрессия и педантичность (сверхаккуратность)

6)  Шизоидная – замкнутость, эмоциональная холодность, трудности в установлении контакта

7)  Сензитивная – повышенная впечатляемость и обостренное чувство неполноценности

8)  Психостеническая – высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу и самомнению

9)  Астеническая – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям

10) Конфорная – чрезмерная подчиненность, зависимость от мнения других, консерватизм

11) Застревающая – повышенная подозрительность, обидчивость, стремление к доминированию

12) Неустойчивая – легко поддается влиянию окружающих, поиск новых приключений и друзей

13) Демонстративная – высокая потребность к познанию, вниманию, повышенная живость

23. Способности и задатки, виды способностей, уровни развития способностей (одаренность, талант, гениальность)

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые отличают его от других людей и определяют успех в различных видах деятельности.

В основе способностей лежат задатки – врожденные предпосылки для развития, которые обуславливают пути формирования способностей. Задатки обусловлены наследственными генами ДНК и РНК.

Виды способностей:

  • Элементарные (даны от рождения):

ü  Общие (способность ощущать, мыслить)

ü  Частные (музыкальный слух, хороший глазомер, феноменальная память)

  • Сложные (приобретаются в процессе жизни):

ü  Общие (способность к труду, учебе)

ü  Частные (профессиональные способности)

Высшими называются способности, которые соответствуют сложным видам деятельности, таким, которые  связаны с человеческой культурой и не имеют аналогов у животных (речь, любая творческая деятельность).

Уровни развития способностей:

Ø  Одаренность – ряд способностей, выделяющихся среди других

Ø  Талант – способность к определенной деятельности, которая проявляется как творчество. Талант – совокупность способностей. Одна изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если достигла очень высокого уровня развития

Ø  Гениальность – высокая степень одаренности

Профессиональные способности характеризуются соотношением усилий и результатов.

Формирование профессиональных способностей:

ü  Наличие интереса

ü  Организация учебного процесса

ü  Хорошая подготовка теории и соотношение ее с практикой

ü  Постоянное систематическое развитие профессиональных способностей

24. Понятие «конфликт», характеристика конфликтных личностей. Конструктивное поведение в конфликте.

Конфликт – это противодействующее состязание двух или более сторон с разнонаправленными интересами.

Характеристика конфликтных личностей:

·  Демонстративный тип: Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Амбициозен, склонен к интригам. Отношение к людям опред-ся тем, как они относятся к нему. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосаб-ся к разл ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Кропотливой, системат-й работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимод-я чувствует себя неплохо.