Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 20

Образование – овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственной и творческой деятельности, а также нравственно-этической культуры.

Содержание образования – система научных знаний, практических умений и  навыков, мировоззренческие и нравственно-этические идеи, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе образования.

Основная задача содержания образования достаточно сложная. Необходимо определить содержание таким образом, чтобы оно не было перегруженным или упрощенным.

Современные требования к содержанию образования:

  1. направленно на всестороннее и гармоничное развитие личности
  2. строится на строго научной основе, раскрывает  сущность общественной жизни, формирует гражданско-патриотическую позицию
  3. по каждому предмету должно строится в логике и в системе
  4. должна учитываться взаимосвязь между предметами
  5. связь теории и практики
  6. соответствие возрастным возможностям

Документы содержания образования:

ü  учебный план – утвержденный министерством образования РБ, который определяет состав учебных предметов, порядок их изучения и количество часов по каждому предмету

ü  учебная программа – подает содержание предметов по каждому курсу, систему знаний и умений, которыми необходимо овладеть учащимся

ü  учебник – в котором материалы подаются по темам с практическими заданиями

В нашем образовании на сегодняшний день работает линейно-концентрический способ обучения:

a.  линейный, т.к. материал каждой последующей ступени является логическим продолжением того, что изучается

b.  концентрический – изучение в порядке от простого к сложному

29. Сущность обучения и его структура, специфические закономерности обучения.

Специфические закономерности обучения:

  1. Научность обучения
  2. Наглядность (наглядные предметы, муляжи, иллюстрации, графические пособия и т.д)
  3. Проблемность (т.к учащиеся включают мышление при столкновении с какой-либо задачей)
  4. Активность и сознательность учащихся (необх-мо будить потребность и заинтересованность в знании)
  5. Доступность обучения (учет возрастных и индивидуальных способностей)
  6. Системность и последовательность обучения
  7. Прочность обучения и его цикличность (глубокая переработка знаний, без заучивания)
    1. Первичное восприятие и осмысление
    2. Последовательное,более глубокое изучение
    3. Запоминание и применение на практике
    4. Систематизация и повторение
  8. Единство образовательных, развивающих, и воспитательных функций обучения.

Принципы обучения:

  • Принцип научности
  • Наглядности
  • Активности и сознательности
  • Доступности
  • Системности и последовательности
  • Прочности и единства с развитием и воспитанием.

Структура процесса обучения:

I.  Целевой компонент:

Цель – идеальное предвосхищение конечного результата.

Цели учебных занятий:

·  Образовательная (чему научить)

·  Развивающая цель (всестороннее развитие личности)

·  Воспитательная цель

II.  Потребностно-мотивационный

Учащиеся должны иметь здоровые мотивы и интерес к изучаемому. Однако, основной движущий фактор – это эрудиция и мастерство преподавателя.

Мотив – противоречие м/ду тем, что знаешь и чего не знаешь. Основной стимул – радость учений и успех. Интерес к учению поднимают разные методические приемы.

III.  Содержательный компонент

Необходимо принимать во внимание следующее:

1.  Связь нового материала с предыдущим

2.  Определение объема информации

3.  Методы и приемы изложения нового материала.

IV.  Операционно-деятельностный компонент

1.  Первичное восприятие. Осмысление. Запоминание.

2.  Выработка умений и навыков на практике.

3.  Повторение и углубление знаний, как закрепление и вторичное восприятие

V.  Эмоционально-волевой

Эмоциональные объяснения + волевые усилия для активного, рассредоточенного и концентрированного запоминания. На это влияют:

1.  требовательность

2.  авторитет (не в новой аудитории)