31. Понятие «метод», «метод обучения», классификация методов обучения.
Метод – в пер с греч означ – исследование, путь к достижению цели. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимодействия учащегося и учителей по достижению учебно-воспитательных задач. Метод обучения – способ, обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деят-ти учащегося, по решению дидактических задач, направленных на овладение изуч-го мат-ла.
Классификации методов обучения:
I. Методы устного изложения знаний учителем и организации учебно- познавательной деят-ти учащихся.
· Рассказ – повествование нового мат-ла (факты из биографии).
· Объяснение – анализ фактов, примеров, сопоставляемых явлений и их доказательств.
· Лекция (от лат -чтение) т.е дословное чтение заранее написанного. Это специфический метод объяснения, позволяющий излагать значительный объем нового мат-ла и ее элементы могут внедряться со старших классов школы.
· Беседа – диалогический метод изложения нового мат-ла: когда умело поставленными вопросами учитель побуждает учащихся к рассуждению и самостоятельному формированию теорит-х взглядов; вопрос на ответный способ учебной работы.
· Иллюстрации и демонстрации – наглядное пояснение новой темы. Демонстрации воспроизведение на слух нового материала – дело сложное, поэтому изложение должно быть живым в научном понимании
Приемы активизации:
1. проблемные ситуации
2. акцентирование наиболее главных моментов
3. сравнение и сопоставление фактов
4. новизна фактов
5. наглядность
II. Методы закрепления изучаемого материала.
1. Беседа – опрос (без оценочная ) проводится при несложном новом мат-ле, когда достаточно повторить сказанного.
2. Работа с учебником или выполнение каких-либо упражнений/задач – чтобы прочно усвоить новое необх-мо многократное обращение к этой теме, тогда это и есть работа по запоминанию и закреплению.
III. Методы самостоятельной работы учащихся по освоению нового мат-ла.
1. Работа с учебником, путем вдумчивого изучения мат-ла и осмысления новых факторов.
Требования к учителю:
§ Правильный выбор темы
§ Краткая вступительная беседа
§ Наблюдение за ходом самостоятельной работы
§ Постановка проблемного вопроса
§ В школе в среднем звене нельзя конспектировать весь урок.
2. Лабораторная работа - учащиеся под руководством учителя, по заранее намеченному плану, проделывая опыты или выполнение практических заданий по новому мат-лу.
IV. Методы учебной работы по выработке умений и навыков, применение знаний на практике.
1. Метод упражнений или решений задач – учащиеся тренируются в приложении теории к практике, углубляют знания, развивают мышление и творческие способности.
Виды упражнений : устные, письменные, измерительные работы.
2. Лабораторная работа.
V. Методы проверки и оценки знаний.
Виды проверок: текущая, четвертная, триместровая, семестровая, годовая, выпускные экзамены.
1. Устный опрос (беседа.)
2. Самостоятельная работа, на самой работе учащимся разрешается пользоваться своими конспектами.
3. Контрольная работа – после прохождения крупных тем/разделов.
4. Проверка домашнего задания.
5. Программированный контроль/ тестирование – альтернативный метод выбора правильного ответа.
32. Формы организации учебной работы, их характеристика; критерии успеваемости.
1. Урок.
2. Занятие в мастерских.
3. Дополнительные занятия.
4. Факультативы, с целью углубленного изучения мат-ла.
5. Внеклассная работа – кружки, студии, конкурсы – для стимулирования учащихся.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.