Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 22

31. Понятие «метод», «метод обучения», классификация методов обучения.

Метод – в пер с греч означ – исследование, путь к достижению цели. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимодействия учащегося и учителей по достижению учебно-воспитательных задач. Метод обучения – способ, обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деят-ти учащегося, по решению дидактических задач, направленных на овладение изуч-го мат-ла.

Классификации методов обучения:

  1. Методы по источнику получения знаний учащимися (словесные, наглядные м-ды.)
  2. По характеру учебно-познавательной деят-ти (теорит-е, практич-е методы.)
  3. Классификация Данилова и Есипова:

               I.   Методы устного изложения знаний учителем и организации учебно-            познавательной деят-ти учащихся.

·  Рассказ – повествование нового мат-ла (факты из биографии).

·  Объяснение – анализ фактов, примеров, сопоставляемых явлений и их доказательств.

·  Лекция (от лат -чтение) т.е дословное чтение заранее написанного. Это специфический метод объяснения, позволяющий излагать значительный объем нового мат-ла и ее элементы могут внедряться со старших классов школы.

·  Беседа – диалогический метод изложения нового мат-ла: когда умело поставленными вопросами учитель побуждает учащихся  к рассуждению и самостоятельному формированию теорит-х  взглядов; вопрос на ответный способ учебной работы.

·  Иллюстрации и демонстрации – наглядное пояснение новой темы. Демонстрации воспроизведение на слух нового материала – дело сложное, поэтому изложение должно быть живым в научном понимании

Приемы активизации:

1.  проблемные ситуации

2.  акцентирование наиболее главных моментов

3.  сравнение и сопоставление фактов

4.  новизна фактов

5.  наглядность

               II.   Методы закрепления изучаемого материала.

1.  Беседа – опрос (без оценочная ) проводится при несложном новом мат-ле, когда достаточно повторить сказанного.

2.  Работа с учебником или выполнение каких-либо упражнений/задач – чтобы прочно усвоить новое необх-мо многократное обращение к этой теме, тогда это и есть работа по запоминанию и закреплению.

 III. Методы самостоятельной работы учащихся по освоению нового мат-ла.

1.  Работа с учебником, путем вдумчивого изучения мат-ла и осмысления новых факторов.

                                          Требования к учителю:

§  Правильный выбор темы

§  Краткая вступительная беседа

§  Наблюдение за ходом самостоятельной работы

§  Постановка проблемного вопроса

§  В школе в среднем звене нельзя конспектировать весь урок.

2.  Лабораторная работа - учащиеся под руководством учителя, по заранее намеченному плану, проделывая опыты или выполнение практических заданий по новому мат-лу.

           IV. Методы учебной работы по выработке умений и навыков, применение  знаний на практике.

1.  Метод упражнений или решений задач – учащиеся тренируются в приложении теории к практике, углубляют знания, развивают мышление и творческие способности.

Виды упражнений :  устные, письменные, измерительные работы.

2.  Лабораторная работа.

V. Методы проверки и оценки знаний.

     Виды проверок: текущая, четвертная, триместровая, семестровая, годовая,  выпускные экзамены.

1.  Устный опрос (беседа.)

2.  Самостоятельная работа, на самой работе учащимся разрешается пользоваться своими конспектами.

3.  Контрольная работа – после прохождения крупных тем/разделов.

4.  Проверка домашнего задания.

5.  Программированный контроль/ тестирование – альтернативный метод выбора правильного ответа.

32. Формы организации учебной работы, их характеристика; критерии успеваемости.

1.  Урок.

2.  Занятие в мастерских.

3.  Дополнительные занятия.

4.  Факультативы, с целью углубленного изучения мат-ла.

5.  Внеклассная работа – кружки, студии, конкурсы – для стимулирования учащихся.