Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 14

Стиль работы: характерна медлительность, хотя в спокойной и безопасной обстановке работают хорошо. Длительные переживания часто отвлекают от работы. Обучаться новому меланхолику трудно. Склонен к эмоциональному отклику, иногда замкнут и часто застенчив.

Истины темперамента:

1)  Плохих и хороших темпераментов не существует

2)  Изменить темперамент невозможно, т.к. это биологическое начало

3)  В чистом виде темперамента не существует: чаще 1 тип доминирует, а второй дополняет

4)  Люди, принадлежащие к одному и тому же типу, могут быть как выдающимися, так и посредственными, как способными, так и неспособными

Типологии темперамента и характера, связанные с особенностями телосложения, называются конституционными.

Кречмер в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характера». Выделил 4 конституционных типа:

1)  Лептосоматик -  хрупкое телосложение, чаще всего высокий рост, узкие плечи, длинные руки, ноги

2)  Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, малый или средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее

3)  Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра

4)  Диспластик – человек с бесформенным, неправильным сложением, с различными деформациями телосложения

В соответствии с названными 4 типами телосложения Кречмер соотносил 3 типа темперамента:

1)  Шизотимик – человек атлетического телосложения, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, неподатлив к изменению установок, с трудом приспосабливается к окружающему

2)  Иксотимик – обладает атлетическим телосложением, спокойный, маловпечатлительный человек, со сдержанными жестами и мимикой, негибким мышлением, часто мелочный

3)  Циклотимик – пикнического телосложения, эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с людьми, реалистичен во взглядах

22.Понятие о характере, черты характера, типы характеров, формирование характера, акцентуации характера

Характер (в переводе с греч. – чеканка или печать на всю жизнь) – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его деятельности и эмоционального реагирования.

Четы характера – устойчивая форма поведения в связи с типичными для данного вида поведения ситуациями.

Привычка, подражание в детстве и установка автоматизмы, играющие роль в формировании характера.

Таким образом, черты характера – свойства личности, но свойства тогда становятся чертами, когда они закреплены (например, вежливость, общительность).

Стержнем характера является воля – некоторая внутренняя сила, психическое свойство, которое способно управлять другими психическими явлениями и поведением человека. Это высший уровень регуляции поведения человека.

Волевые признаки:

  1. Первичные – проявляются у человека уже ко 2ому году жизни (упрямство, упорство)
  2. Вторичные – формируются к 6-7 годам (настойчивость, ответственность)
  3. Третичные – можно считать сформировавшимися к юношескому возрасту

Типы характеров

Карл Юнг  разделил типы характеров на 2 группы:

  • Интроверты
  • Экстраверты

5 основных систем черт характера:

1)  Отношение к себе (самокритичность, самоуверенность)

2)  Отношение к другим людям (требовательность, замкнутость)

3)  Отношение к делу, труду (ответственность)

4)  Отношение к собственности, окружающим предметам (бережливость)

5)  Отношения в абстрактных сферах (мужество, активность)

Таким образом, черты характера сочетаются и взаимовлияют.

Свойства характера:

  1. Определенность - когда нет разлада между умом и чувствами
  2. Целостность – внутреннее единство
  3. Динамичность – податливость черт к изменениям
  4. Оригинальность – индивидуальность и своеобразие личности

Формирование  характера

Характер проявляется в речи, облике, особенностях поведения и других  внешних характеристиках. У детей характер проявляется в играх, у взрослых – в поступках – действие, которое оценивается обществом. Но следует учитывать мотивы действий  и психическое состояние человека.