Древняя Греция
Демокрит считал, что воспитание ведет к обладанию 3мя дарами: хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать; также отмечал ограниченное влияние природы и наследственности, видел большую роль родителей в воспитании. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды софистов (Сократ, Платон, Аристотель). Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, искусства, спорта, диалектики, арифметики, астрономии и музыки (начало современной энциклопедии)
Сократ – искусство спора, родоначальник метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов
Платон – трактаты «Государство», «Законы», «Диалоги». Открыл 1ую в мире академию (в Афинах), изложил педагогические воззрения и выделил социальную философию воспитания (сделать современным гражданином, умеющим подчиняться и начальствовать), провозгласил принцип всеобщего обязательного образования
Аристотель – продолжил идеи учителя, но развивал и противоположные взгляды. В трактате «Политика» придавал первостепенное значение государственному воспитанию, но до 7 лет допускал домашнее воспитание под присмотром отца.
Эпоха Возрождения
Мишель Монтень – «Опыты», в которых он рассматривал человека как высшую ценность; считал, что ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом разъедает общество; осуждал словесное обучение
Эразм Роттердамский – работа «О первоначальном воспитании детей». Он заявил о необходимости христианские и античные традиции при выработке педагогических идеалов, главным считал принцип активности. 1ым сказал о необходимости женского образования.
Джон Локк – работа «Мысли о воспитании». Утверждал, что знание – следствие внешнего чувственного опыта, т.к. новорожденного ребенка сравнивал с чистой доской. Видел необходимость обеспечения здорового духа в здоровом теле.
Средние века
Жан Жак Руссо – трактат «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми», в котором показывал, что обязательства разрушают гармонию человеческого существования. Основная педагогическая программа – естественное воспитание. Педагогический труд – «Эмиль» с идеей свободного воспитания.
Пестолоцци – с идеей элементарного образования, суть которого в пробуждении способностей (опора на идеи психологии)
Гербарт – работа «Общая педагогика». Считал, что для обучения и воспитания детей нужно активизировать, а непоседливость подавлять. Ядро учения составляло формирование нравственного человека
Дистервег – работал в сфере народной массовой школы. Работа «Руководство к образованию немецких учителей». 1ым заявил о самостоятельном постоянном обучении и о качественной подготовке учителей
Русская педагогика
Белинский – идея народного воспитания
Герцин – подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований должно стать развитие у народа чести, права и гражданства
Чернышевский – установил взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием
Добролюбов – критиковал ущемление права на образование по сословным, религиозным и национальным признакам
Пирогов – выделил 2 вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Был сторонником женского образования, но отрицал идею женского воспитания
Толстой – в обучении учитывал особенности ребенка и его интересов
Ушинский – отдавал приоритет родному языку как предмету школьного образования, а ведущим фактором развития считал труд
Макаренко – разработал стройную педагогическую систему, основой которой считалась педагогическая логика. Основной тезис: «Педагогика параллельного действия», т.е. единство воспитания и жизни общества. Также идея коллективного воспитания
Белорусская педагогика: Колос, Тетка
27. Сущность воспитания как педагогического процесса, общие закономерности воспитания, средства и методы воспитания
Цели воспитания – заранее прогнозируемые результаты подготовки подрастающих поколений к жизни, их личного развития и формирования, которых стремятся достичь в процессе воспитательной работы.
Сущность воспитания в том, какого человека мы хотим сформировать. История воспитания достаточно богата.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.