Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 18

Древняя Греция

Демокрит считал, что воспитание ведет к обладанию 3мя дарами: хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать; также отмечал ограниченное влияние природы и наследственности, видел большую роль родителей в воспитании. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды софистов (Сократ, Платон, Аристотель). Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, искусства, спорта, диалектики, арифметики, астрономии и музыки (начало современной энциклопедии)

Сократ – искусство спора, родоначальник метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов

Платон – трактаты «Государство», «Законы», «Диалоги». Открыл 1ую в мире академию (в Афинах), изложил педагогические воззрения и выделил социальную философию воспитания (сделать современным гражданином, умеющим подчиняться и начальствовать), провозгласил принцип всеобщего обязательного образования

Аристотель – продолжил идеи учителя, но развивал и противоположные взгляды. В трактате «Политика» придавал первостепенное значение государственному воспитанию, но до 7 лет допускал домашнее воспитание под присмотром отца.

Эпоха Возрождения

Мишель Монтень – «Опыты», в которых он рассматривал человека как высшую ценность; считал, что ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом разъедает общество; осуждал словесное обучение

Эразм Роттердамский – работа «О первоначальном воспитании детей». Он  заявил о необходимости христианские и античные традиции при выработке педагогических идеалов, главным считал  принцип активности. 1ым сказал о необходимости женского образования.

Джон Локк – работа «Мысли о воспитании». Утверждал, что знание – следствие внешнего чувственного опыта, т.к. новорожденного ребенка сравнивал с чистой доской. Видел необходимость обеспечения здорового духа в здоровом теле.

Средние века

Жан Жак Руссо – трактат «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми», в котором показывал, что обязательства разрушают гармонию человеческого существования. Основная педагогическая программа – естественное воспитание. Педагогический труд – «Эмиль» с идеей свободного воспитания.

Пестолоцци – с идеей элементарного образования, суть которого в пробуждении способностей (опора на идеи психологии)

Гербарт – работа «Общая педагогика». Считал, что для обучения и воспитания детей нужно активизировать, а непоседливость подавлять. Ядро учения составляло формирование нравственного человека

Дистервег – работал  в сфере народной массовой школы. Работа «Руководство к образованию немецких учителей». 1ым заявил о самостоятельном постоянном обучении и о качественной подготовке учителей

Русская педагогика

Белинский – идея народного воспитания

Герцин – подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований должно стать развитие у народа чести, права и гражданства

Чернышевский – установил взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием

Добролюбов – критиковал  ущемление права на образование по сословным, религиозным и национальным признакам

Пирогов – выделил 2 вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Был сторонником женского образования, но отрицал идею женского воспитания

Толстой – в обучении учитывал особенности ребенка и его интересов

Ушинский – отдавал приоритет  родному языку как предмету школьного образования, а ведущим фактором развития считал труд

Макаренко – разработал стройную педагогическую систему, основой которой считалась педагогическая логика. Основной тезис: «Педагогика параллельного действия», т.е. единство воспитания и жизни общества. Также идея коллективного воспитания

Белорусская педагогика: Колос, Тетка

27. Сущность  воспитания как педагогического процесса, общие закономерности воспитания, средства и методы воспитания

Цели воспитания – заранее прогнозируемые результаты подготовки подрастающих поколений к жизни, их личного развития и формирования, которых стремятся достичь в процессе воспитательной работы.

Сущность воспитания в том, какого человека мы хотим сформировать. История воспитания достаточно богата.