Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 2

2. Развитие представлений о психике человека (материалистический и идеалистический взгляды), структура психики, мозг и психика

До 19 в. Психология развивалась в философии. Заявила о себе в начале 19 в., а в середине 19 в. – стала самостоятельной наукой.

Предметом изучения психологии является душа, внутренний мир человека, т.е. мысли, чувства, ощущения и т.д., в узком смысле – психика.

Этапы развития психологии:

Ø  Психология как наука о душе (2,5 тыс лет назад душой назывались все непонятные явления в человеке)

Ø  Психология как наука о сознании (начало 17 в. под сознанием понималась способность думать, чувствовать и желать)

Ø  Психология как наука о поведении (начало 20 в. основная задача – наблюдение за поведением и внешними проявлениями)

Ø  Психология как наука, изучающая закономерности развития психики (современность, характерно многообразие подходов в изучении человека)

Психика (греч. «психикос» - внутренний мир)

Идеалисты считали, что психика = душа (Платон), что это нечто непостижимое, бесплотное духовное начало, данное человеку при рождении, которе после смерти исчезает.

Материалисты:

  • Вульгарные – считали, что психика = мозг, т.е. психическое отождествлялось физическому
  • Диалектико-материалистическое направление (Аристотель)

Структура психики:

  I.  Психический процесс (динамическое отражение действительности):

1.  Ощущение

2.  Восприятие

3.  Память

4.  Мышление

5.  Воображение

6.  Внимание

  II.  Психические свойства (устойчивые образования, которые определяют качественно-количественную сторону развития психики):

1.  Темперамент

2.  Характер

3.  Способности в виде задатков

4.  Потребности

  III.  Психические состояния (относительно устойчивая характеристика психики):

1.  Стенические (усиливающиеся: радость―>восторг, гнев―>истерика)

2.  Астенические (понижающиеся: горе―>депрессия)

  IV.  Психические образования

1.  Знания

2.  Умения

3.  Навыки

4.  Привычки

Психика – свойство мозга. За ее работу отвечает ЦНС (головной и спинной мозг, нервные волокна)

Нервная система:

  • Вегетативная – нервные волокна, которые связывают внутренние органы с ЦНС
  • Периферическая –рецепторы органов чувств

Нервная система состоит из нейронов (нервные клетки); головной мозг состоит из коры больших полушарий и подкорки, которая сохраняет генетический и приобретенный опыт.

Функционирование нервной системы обеспечивает 2 процесса:

  • Возбуждение – переход нервных клеток из состояния спокойствия к активности
  • Торможение – наоборот

Механизм функционирования нервной системы – рефлекс.

Нервная система – центр управления деятельностью всего организма.

Функции:

  1. Передача информации, получаемой рецепторами, находящимися в коже, носу, глазах, за которую отвечает периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы и эффекторы (железы и мышцы)
  2. Обработка информации и программирование реакции, осуществляемой на основе ЦНС 

Периферическая нервная система

Ø  Соматическая

Отвечает за взаимодействие организма с внешним миром, включает оферентные (сенсорные) и эфферентные (двигательные) волокна, 31 пару спинномозговых нервов, связывающих спинной мозг с рецепторами и эффекторами тела, 12 пар черепно-мозговых нервов, выполняющих функции в отношении головы и шеи

Ø  Вегетативная

Вегетативная деятельность внутренних органов (сердце, почки, легкие). Представлена 2мя онтогенальными отделами:

Симнатическая нервная системаактивирует организм, подготавливая его к энергетическим действиям

Парасимнатическая – наоборот

РЕФЛЕКСЫ

v Условный

§  Образуется в процессе индивидуальной жизни организма

§  Образуется на основе 2ой сигнальной системы на любое изменение внешней или внутренней среды

§  Необходимо, чтобы в коре и других отделах головного мозга установились новые связи между нервными клетками

§  Этапы: выработка, угасание, обобщение, распознавание

v Безусловный