Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 8

12. Понятие о внимании, виды и св-ва внимания; пути воспитания внимания, приемы привлечения внимания, развитие внимания.

Внимание – это направлен-ть сознания человека на предметы или явления (направл-ть – это избират хар-р психич деят-ти). Внимание – важное условие успеха познания, в бодрствующем сост чел-к всегда внимателен, невнимателен он м.б. к чему-то отдельному.

Виды внимания:

  • природное – данное чел-ку от рождения;
  • социальное – приобр в процессе жизни, кот-м  чел-к научился управлять, используя ср-ва и приемы, выраб людьми(сис-ма знаков, речь и т.д.);
  • непроизвольное – направл на предмет или явление в силу интереса, без участия сознания и воли чел-ка;
  • произвольное – организ внимание, регулироемое силой воли и сознания чел-ка;
  • внешнее (объект во внешнем мире);
  • внутреннее ( объект наход во внутр мире).

Свойства внимания:

    1. устойчивость(сохр внимания в теч времни);
    2. отвлекаемость (переодическое ослабление внимания);
    3. концентрация(уровень сосредоточенности):
    4. распределяемость(одновр-е  удержание внимания на неск-х разных объектах).

Функции:

1) контроля и регуляции, т.е. цель деят-ти;

2) избират-ть, т.е. выбор нужной информации;

3) целенаправ-ть, т.е. удержание внимания и переключение его нужное кол-во раз,  необх для достиж цели;

4) активизация – высокая работоспос-ть и кач-во, контролируемое сознательно в теч длит времени.

Пути воспитания внимания:

  1. Умение замечать несущественное.
  2. Организации рабочего места.
  3. Развитие интереса.
  4. Чувство ответст-ти перед собой и другими людьми.

Приемы привлечения и поддержания внимания:

1.  «Прием нейтральной фразы»- фраза имеет общую ценность, но не несет никакой информации.

2.  «Прием завлечения», когда говорящий во время шума снижает голос или инф-ция вначале подается непонятно.

3.  «Прием пристальный взгляд»

4.  «Прием изоляции от внешних и внутр-х факторов» - внутренний боли и переживания.

5.  «Прием навязывания ритма» - изменение характеристик голоса.

6.  «Прием акцентировки» - использование фраз-акцентов: это очень важно, обратите внимание и т.д.

7.  Использование феномена авторитета (работает не в новой аудитории.)

13. Понятие об ощущениях, виды ощущений, свойства ощущений, пороги чувствительности, адаптация.

Ощущение – это первичные эл-ты сознания, необх для познания окр мира. Всю инфу об окр мире чел-к получает ч/з разнообр-е ощущения. Ощущение – псих процесс, отражение отдельных св-в, предметов и явлений при их воздействии на органы чув-в.

Виды ощущений

  • по Аристотелю: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
  • Современная классификация:

1.  экстерорецептивные ощущения(зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, t ощущения);

2.  интерорецептивные (ощ-е боли, ощ-е равновесия, ощ-е движения);

3.  пропреоцетивные(мышечно-двигат ощ-я).

Свойства ощущений:

  1. Адаптация ощущений
  2. Контраст-слабые  раздражители повыш-т чувствительность, а сильные ее уменьшают.
  3. Пороги ощущений.
  4. Сенсибилизации – повышение чувств-ти анализаторов в связи с повышениемвозбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деят-ти др анализаторов.
  5. Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздрожителя уже прекратилось.
  6. Синестезия – сочетание действия одного раздрожителя с дрцугими видами ощущений (цветной слух)

Адаптация ощущений – приспособл к складыв-ся и измен-ся условиям жизни.

Виды адаптации:

1) повышение чувст-ти;

2) понижение чувст-ти;

3)полное исчезновение чувст-ти при действии длительного раздражителя (привыкание).

Боль – единственный вид чувствительности, не поддающийся адаптации.

14. Понятие восприятия, виды и св-ва восприятия, особенности восприятия времени и пространства.

Восприятие – это псих процесс, отражение предметов или явлений, складыв-ся целостно.

Виды восприятия:

    • зрит-е, слух-е, обонят-е, осязат-е, вкусовые;
    • в завис-ти от форм отражения и в завис-ти от цели.

Св-ва восприятия:

1) избирательность;

2) предметность;