Роль эмоций:
1) Отражательно-оценочная – эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и нас самих, т.е. на одно и тоже событие разные люди по-разному реагируют. Эмоции помогают оценивать прошедшие, настоящие и будущие события, включаясь в процесс прогнозирования
2) Управляющая – психо-физиологический механизм управления поведением и поступком
3) Защитная – связана с возникновением страхов, которые предупреждают человека о реальной или мнимой опасности, способствуя лучшему продумыванию ситуации
4) Мобилизирующая – связана с мобилизацией резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина
5) Компенсаторная – состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решений и вынесения суждения о чем-либо
6) Сигнальная – связана с воздействием человека на любой другой живой субъект (внешнее проявление эмоции - экспрессия)
7) Дезорганизующая – отрицательные эмоции могут нарушить поведение человека и вызвать пассивно-оборонительную реакцию
Положительная роль эмоций связана с положительными эмоциями, отрицательная – с отрицательными.
20. Общее понятие о воле, структура волевого действия, характеристика волевых качеств личности
Воля – форма активности человека, включающая сознательную саморегуляцию.
Воля является главным компонентом психики, обеспечивая выполнение 2ух функций:
Волевые действия причинно- обусловлены. Причины: природная, социальная.
Волевое действие может проявляться в простых и сложных формах.
В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически.
Для сложного существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его разрешить и составления плана его осуществления.
В сложном волевом действии выделяют несколько этапов:
Некоторые волевые качества оцениваются следующими параметрами:
Оценка волевых качеств включает:
Целеустремленность – умение подчинять свои действия цели
Настойчивость – умение мобилизовать свои возможности
Выдержка – умение затормозить своей деятельностью
Решительность – умение принимать твердые решения
Инициативность – умение работать творчески
Самостоятельность – умение действовать на основании своих взглядов и убеждений
Организованность – умение упорядочить и планировать свою деятельность
Дисциплинированность – умение подчинить свое поведение общепринятым нормам
Смелость – умение побороть страх
Исполнительность – выполнение в срок поручений и обязанностей
Волевые качества приобретаются через самовоспитание.
21.Понятие о темпераменте, история учений о темпераменте, физиологические основы темперамента, типы темперамента и их психологическая характеристика
Темперамент (лат. Temperamentum – надлежащее соотношение черт; tempero - смешиваю) – совокупность устойчивых индивидуальных психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности психических процессов и поведения (например, скорость или темп выполняемых действий).
Особенности темперамента обусловлены типами нервной деятельности.
Понятие «темперамент» ввел древнегреческий врач Гипократ (5-4 вв. до н.э.). Он предложил название типов конституции человека, которые в современности называются типами темперамента.
Его учения продолжил римский врач Клавдий Галем во 2 в. до н.э. Он полагал, что темперамент человека определяется смешиванием в теле человека 4 «соков»: «сангва» – кровь
«хоул» - обычная желчь
«мелон хоул» - темная желчь
«флегма» - лимфа, медленная кровь
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.