Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 6

Завышенная самооценка – человек руководствуется своими принципами независимо от мнения окружающих. Такая самооценка положительно  влияет на самочувствие. Такие люди устойчивы к критике. Человек, положительно относящийся к себе, благосклонно относится и к окружающим.

Золотое правило оценивания

Критикуй поступок, проявление поведения, но не человека и его личность.

8. Защитные механизмы личности

1)  Вытеснение желаний, непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний из сознания в область бессознательного

2)  Отрицание какого-либо события как неправды, уход в фантазию, человек проявляет безразличие к логике и не замечает противоречия в своих суждениях

3)  Рационализация– бессознательная попытка оправдать свое неправильное или абсурдное поведение построением приемлемых логических аргументов, причем эти оправдания не соответствуют истинной причине совершения поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться

4)  Инверсия– подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположное поведение (ребенок хочет получить любовь о матери, но, не получая ее, начинает испытывать противоположные чувства)

5)  Проекция– бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, чувства, приписав его другому лицу; приписывание другому человеку собственных мыслей, качеств, чувств (нам в других людях не нравится то, что есть в нас самих)

6)  Регрессия– возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования. Устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не принимает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, а порой возвращаются детские привычки (грызть ногти)

7)  Изоляция– отделение угрожающей  части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоению личности, неполному «Я»

8)  Сублимация– преобразованная энергия подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска

Для спасения от конфликта между «Я» и «Оно» применяются средства психической защиты.

9. Деятельность, структура человеческой деятельности, виды деятельности

Движущие силы развития личности – противоречия между имеющимися потребностями человека и способами их удовлетворения.

Основной закон развития сознания и психики заключается в том, что человек развивается в деятельности.

Деятельность – активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство определенного продукта материальной или духовной культуры.

Деятельность выступает сначала как практическая или материальная, затем из нее выделяется деятельность творческая.

Деятельность не существует вне общества. Деятельность не врожденная форма активности, а приобретенная, которую человек осваивал в процессе индивидуального развития в обществе.

Свойства деятельности:

  1. В ней проявляется активность личности:
    • Внешняя
    • Внутренняя
  2. Всегда связана с некоторой потребностью

Деятельность возникает тогда, когда невозможно автоматически удовлетворить потребность. В жизни потребности существует 2 этапа:

1)  До встречи с предметом (потребность не осознается, человек испытывает неудовлетворенность, но не знает, чем это вызвано)

2)  После встречи с предметом (опредмечивание потребности)

потребность―>опредмечивание―>мотив―>цель (стимул)―>удовлетворение потребностей

Мотив направляет всю дальнейшую деятельность.

Структура человеческой деятельности

Деятельность состоит из:

  1. Действия, каждое из которых имеет цель
  2. Операции – различные способы, с помощью которых может быть выполнено действие. Это имеет взаимные переходы.

В структуре деятельности выделяют внутренние компоненты психические процессы внутри организма, и внешние компоненты – внешние движения. Они тоже имеют взаимные переходы – интериализация (переход внешнего во внутреннее) и экстериализация (наоборот)