Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 9

3) акперцепция (завис-ть нашего восприятия от прошлого опыта);

4) осмысленность;

5) константность (восприятие окр мира как пост по форме);

6) целостность.

Существуют особенности восприятия: а) времени б) пространства.

Особенности восприятия времени . Предполагается, что в организме человека присутствуют биологические часы, это строго ритмические, вымеренные по времени биологические процессы, анализируя которые мы судим о времени. Сюда входит умение человека жить реально, жить в настоящем, прошлом и будущем времени.

  • Интересное событие воспринимается в наст времени гораздо быстрее, чем не интересные;
  • Интересные события далекого прошлого воспринимаются в опред длительности по времени, а пустые отрезки прошлого кажутся мгновенными;
  • Пониманию восприятия времени человек учится

Особенности восприятия пространства:

Пространство – это то, что окружает чел-ка, предметы и явления, располож-е в пространстве имеют форму, величину и место расположения.

  • Необходимо различать общественное и индивидуальное  (личное) пространство, что играет особую роль в комфорте общения. Личное прос-во зависит от условий проживания, места проживания и может меняться возрастом.
  • Человеку свойственно воспринимать прост-во  в нек ситуации иллюзорно. Иллюзия – искаженное восприятие предмета при его реальном постоянстве, следует отличать от галлюцинаций, т.к последнее – это патологическое нарушение психики.

15. Память, процессы памяти, виды и формы памяти, законы памяти

Память – это отражение опыта человека путем запоминания, сохр-я и вопроизв-я  инфы.

Запоминание – процесс, напр на сохр-е в памяти впечатлений. Сохранение – процесс переработки, систематизации и обобщения материала. Воспроизведение /припоминание/ - восстановление прежде воспринятого. Забывание – процесс, ориентированный на удаление из памяти информации. Узнавание – процесс памяти, в рез-те кот у чел-ка при восприятии какой-нидь информации возник чувство знакомости, т.е. ощущ-е того, что это уже было.

Виды памяти:

  • в зависимости от времени хранения :

мгновенная (3 сек), 2) кратковременная (7 ± 2 сек), 3) оперативная /промежуточная/, 4) долговременная;

  • в завис-ти от преобладающего анализатора: 1) зрительная память, 2) слуховая память, 3) тактильная память (кожные ощущения), 4) вкусовая память, 5) обонятельная, 6) двигательная.

Виды запоминания: произвольное запоминание, непроизвольное запоминание, механическое зап-е, смысловое запоминание. Эйдетическая память – особый вид памяти, проявл не у всех и ее особ-тью явл сохр и воспроизв-е чрезвычайно яркого, детализированного образа, события.

Законы памяти – общие закономерности, кот хар-т работу и устройство памяти чел-ка.

  1. Закон ассоциаций чем больше разнообразных связей и ассоциаций будет выявлено м/ду частями сложно устроенного материала в проч его анализа, тем быстрее и лучше восприн-й мат-л запоминается (виды ассоциаций: ассоц по сходству, по контрасту, по смежности)
  2. З-н Эббингауза: первые часы после заучивания объемного материала действует активный процесс его забывания.
  3. «Эффект Зейгарник» гораздо быстрее забывается то, что касается завершенных дел, чем то, что относится к незавершенным.
  4. «Эффект края»: хорошо запоминается информация в начале и в финале общения
  5. Вторым законом по Карнеги является запоминание.

16, Запоминание и воспроизведение как процессы памяти; виды запоминания.

Память – это отражение опыта человека, путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Сохранение – процесс переработки, систематизации и обобщения материала.

Запоминание – это процесс направленный на сохранение в памяти впечатлений.

Воспроизведение (припоминание) – восстановление прежде воспринятого.

Виды запоминания:

  • произвольное запоминании, это запоминание  с помощью волевых усилий и с целью. Условия непроизв-го запоминания: создание установки, разумное повторение во времени, пересказ по частям по плану.
  • непроизвольное запоминание,   запоминание без цели, при наличии интереса.
  • механическое зап-е,   путем многократного повторения
  • смысловое запоминание, основанное на поиске смысловых связей и понимании материала (самое эффективное)