Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 17

Педагогика  взаимодействует, интерпретирует применительно к предмету своего исследования с идеями других наук, помогающих глубже проникнуть в сущность воспитания, обучения и разработать их теоретические основы.

Философские идеи помогают в определении исходных позиций при исследовании педагогических явлений. Такие же функции выполняют этика, эстетика.

Идеи психологии и логики широко используются при разработке закономерностей организации познавательной деятельности учащихся.

Физиологические идеи помогают раскрыть научные основы технических изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Расширению метода эксперимента способствует социология и математика.

Таким образом, идеи различных наук о человеке  помогают педагогике глубже и всесторонне исследовать закономерности обучения и воспитания.

Методы педагогики:

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Исследовательская беседа
  3. Изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся
  4. Педагогический эксперимент
  5. Изучение передового педагогического опыта
  6. Социологические методы исследования
    1. Анкетирование
    2. Рейтинг – оценивание либо ранжирование по важности
    3. Метод компетентных оценок – дача характеристики компетентными лицами
  7. методы математической статистики – математические просчеты, формулы, которые позволяют сделать вывод
  8. теоретический анализ педагогических идей

Отрасли педагогики:

  1. Общая -  исследует основные закономерности воспитания и обучения человека, раскрывает сущность, цели, задачи, категории обучения и воспитания, а также их роль в жизни общества и развития личности
  2. Возрастная – изучает особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития и подразделяется в зависимости от этапа обучения (например, дошкольное воспитание, сузовское и др.)
  3. Специальная (дефектология) – изучает особенности развития, воспитания и обучения аномальных детей (обучение глухонемых и глухих детей – сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройством речи при  нормальном слухе – логопедия)
  4. Частная методика – исследует специфику применения общих закономерностей воспитания и обучения к преподаванию определенного предмета
  5. История педагогики – изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические этапы

26.История развития педагогики и педагогических взглядов

Педагогическая отрасль самая старшая, т.к. ее нельзя отделить от времени возникновения человеческого общества. Педагогические знания относятся к сфере человеческой деятельности, которая в свою очередь и связана с подготовкой подрастающего поколения.

Передача опыта из поколения в поколение – закон существования общества. Основные категории (воспитание и обучение)  также являются и основными функциями, но воспитание и обучение развивается и совершенствуется.

Долгое время дети усваивали опыт в процессе семейной трудовой  деятельности. Первое упоминание о школе относится по времени 2,5 тыс лет назад(в древнеегипетском папирусе было написано, что существовала дворцовая школа, в которой жрецы обучали детей фараонов арифметике и геометрии). Также Гомер в «Иллиаде» и «Одиссее» писал, что воспитанием и обучением занимались все, учили тому, что знали сами. Большое значение однако отдавалось подготовлению молодых, и обучение стало объективной потребностью общества. В рабовладельческом обществе появились специальные учреждения, в которых воспитывали детей.

В эпоху Возрождения появились педагогические мысли, т.к. писатели и ораторы, критикующие феодальные отношения (М. Монтель, Э. Роттердамский). Педагогические теории вначале развивались в рамках философии (Демокрит, Эпикур) (до начала 18 в.). в начале 18 в. педагогика выделилась как самостоятельная научная дисциплина. Английский философ Фр. Бэкон издал трактат «О годности и повелевании наук», где он сделал пробу классифицировать науки (1623г.). Под педагогикой он подразумевал  искусство чтения. Статус педагогики как науки был закреплен работой чешского педагога Яна Амоса Каменского «Великая дидактика» (1654г.), в которой были разработаны вопросы теории и организации работы с детьми, а также их морального воспитания.