1. Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками
Психология (греч. «псюхе» - душа, «логос» - учение) – наука о сознании, психике и закономерностях ее развития.
Психология – наука, изучающая внутренние психические явления через анализ внешних психологических факторов.
Житейские психологические знания – научно непроверенные, полученные путем жизненного опыта. Они есть у каждого человека, однако они ненадежны и недостоверны, т.к. получены из наблюдений, сравнений, из собственного сознания – в них много субъективности.
Научные психологические знания – точные, правильные знания, т.к. доказаны с помощью фактов и математических расчетов. Они объективны, т.к. проверены экспериментально.
Психика (душа) связана с телом и психика - свойство мозга. Она носит характер отражения: предметы и явления окружающего мира, воздействуя на человека, отражаются в коре головного мозга в виде образов. Содержание психики – образы реальных, независимо от нас существующих предметов и явлений. Отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного и субъективного. Психический образ объективен по источнику и субъективен по форме и полноте отражения.
Психология изучает психическое отражение– это такое отражение, при котором внешнее воздействие преломляется через внутренне состояние.
Психическое отражение:
Психика – свойство мозга, заключающееся в субъективном отражении объективного мира.
Задачи психологии:
Связь психологии с другими науками:
Изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, т.к. психику человека невозможно понять без знаний его природной и социальной сущности, знания его ЦНС. Это рассматривает физиология.
Психология тесно связана с историей общества и его культурой, т.к. в формировании высших психических функций человека сыграли важную роль главные достижения: орудия труда и др.
Человек – биосоциальное существо, т.е. только живя в обществе, формируется психика. Поэтому углубленному познанию психики способствует знание основ социологии.
Психология связана с педагогикой, т.к. сознание, мышление формируется в процессе развития и воспитания, образования.
Психология связана с философией, т.к. зародилась как особая дисциплина в ее недрах.
Психология накопила так много знаний, что из нее вышли отдельные отрасли:
I. Фундаментальные (в которых решаются вопросы понимания явлений, разъясняются основные термины и научные понятия, а также собираются достоверные факты. Главная задача – получать знания)
1. Общая психология (изучает общие закономерности психики)
2. Возрастная психология (изучает возрастные особенности от младенчества до старости)
3. Социальная психология (изучает группы и коллективы, проблемы межличностного взаимодействия)
II. Прикладные (изучают психологические явления, представленные в отдельной деятельности людей. Главная цель не в получении знаний, а в выработке рекомендаций по их использованию на практике):
Методы психологии:
I. Неэкспериментальные:
a. Случайное и систематическое
b. Включенное и включенное
c. Лабораторное и естественное
d. Лангетюдное и единичное (целенаправленное)
II. Экспериментальные – методы воздействия независимой переменной на зависимую
Классификация:
III. Психодиагностические
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.