Судебная медицина: Курс лекций (Лекции 1-12. Судебная медицина как наука, объекты судебно-медицинской экспертизы. Идентификация (отождествление, установление) личности), страница 9

Второйпризнак— одностороннее расположение повреждений на той поверхности, которой ударяется человек. Исключение составляют случаи, когда в процессе падения тело ударяется о выступающие предметы (леса, балконы и т. д.), поэтому, для правильной оценки, повреждения сопоставляют с данными осмотра места происшествия и пути, который проделывает падающее тело. Характер травмы и, в первую очередь, повреждения скелета зависят от области, на которую приземляется тело. Ноги — местные повреждения от соударения стоп — кровоизлияния в стопах, переломы костей (пяточной, таранной и т. д.).

В результате передачи силы по оси тела снизу.вверх образуются отдаленные переломы — вколоченные голени (узкий диафиз внедряется в метафиз), перелом шейки бедра, компрессионные переломы позвоночника, преимущественно в нижнегрудном и верхнепоясничном отделе, где физиологический лордоз. Кольцевидные переломы вокруг большого затылочного отверстия — голова как бы насаживается.

Падениенаголовус большой высоты — оскольчатые переломы черепа, уплощение головы в вертикальном направлении и т. д. Если с небольшой высоты — типичны переломы, вывихи или разрывы связок между позвонками в шейном отделе в результате резкого сгибания или переразгибания позвоночника; осложнение — тетраплегия. Чаще всего повреждения в области 3-6 позвонков. Для диагностики — исследование мягких тканей шеи и связочного аппарата, позвонков, а также и спинного мозга.

Падениеплашмя— повреждения многообразны и полиморфны. Повреждения на поверхности в местах соударения, массивные кровоизлияния в мягкие ткани, переломы ребер, лопаток (спина), костей таза в месте удара. Множественные разрывы, размозжения и отрывы внутренних органов. Располагаются они преимущественно на стороне, обращенной к поверхности соударения.

АВТОТРАВМА

У нас принята следующая классификация:

1.  Столкновение движущегося автомобиля с человеком.

2.  Переезд колесом автомобиля.

_---------------------------------------------------------- 19   --------------------------------------------------------- ——

з*


3.  Травма внутри автомобиля.

4.  Выпадение из движущегося автомобиля.

5.  Сдавление между автомобилем и преградой.

6.  Комбинированная травма.

1. Столкновениедвижущегосяавтомобилясчеловеком

Составляют около 60 % всех автотравм. Выделяют три вида столкновения: легкового; грузового автомобиля; тангенциальное. В процессе столкновения выделяются фазы или последовательные этапы.

Легковойавтомобиль:

а)   Удар бампером - кровоподтеки, ссадины, ушибленные раны; кро воизлияния в мягкие ткани голени; бампер-перелом по механиз му сдвига или сгибания с признаками динамического воздействия. О направлении судят по трещинам.

б)  Поскольку место приложения силы ниже центра тяжести, чело век подбивается и падает на капот. Удар о капот и, вследствие скольжения по капоту, удар головой о ветровое стекло. Повреж дения на той же поверхности.

в)   Сползание с разворачиванием и удар о покрытие дороги.

г)    Вследствие запаса кинетической энергии, сообщенной автомо билем, скольжение, сопровождающееся образованием характер ных ссадин.

Столкновениегрузовогоавтомобиля

Происходит удар бампером в области бедра, отбрасывание и скольжение.

Тангенциальное (ударбоковойповерхностьюавтомобиля)

Характеризуется ударом по поверхности тела, отбрасыванием и скольжением.

Помимо контактных повреждений от ударов и скольжения по покрытию дороги, возникают повреждения в области подвешивающего и поддерживающего аппарата от общего сильного сотрясения тела. Они возникают в результате быстрого (доли секунды) изменения направления и скорости движения тела под влиянием удара. При этом связочный и подвешивающий аппарат испытывает перегрузку, ведущую к разрывам и трещинам внутренних органов. Выраженность этих признаков находится в прямой зависимости от скорости движения автомобиля. Вместе с тем, при изолированных ударах в области головы и нижних конечностей при большой скорости, вследствие амортизирующего действия подвижного шейного отдела позвоночника, тазобедренного и коленного суставов, признаки сотрясения отсутствуют. Эти признаки имеют важное значение для дифференциальной диагностики столкновения и переезда.