Автомобилизация и дорожное движение. Характеристика дорожного движения. Задержка движения. Исследование дорожного движения. Анализ дорожно-транспортных происшествий, страница 26

         После выполненных расчетов необходимо сделать вывод относительно взаимозависимости составляющих подсистем Водитель – автомобиль – дорога. И дать ответ за счет каких организационных решений в дорожном движении возможно повлиять на значение остановочного пути.

Задание 2.

«Определение динамического

 габарита автомобиля».

         На основании заданных типа и марки, определить динамический габарит автомобиля, см. рис.1.

    

                                       

            

              lа               d

                        Lд  

Рис.1. Схема к определению динамического габарита автомобиля.

         Динамический габарит рассчитывается из выражения

    

где  - длина автомобиля, м;

      - дистанция между автомобилями, м;

 - ''зазор'' необходимый между остановившимися автомобилями, м;

=1м, для легковых автомобилей и 2м для грузовых автомобилей.

   Расчет динамического габарита производить используя следующие подходы:

1.  по условию минимальной теоретической дистанции;

2.  по условию обеспечения ''полной безопасности'';

3.  по условию движения за ''лидером''.

         По первому условию расчет ведется по зависимости:

     

         Скорость движения  и время реакции водителя  принять из условия первого задания.

         По второму условию расчет ведется по зависимости: 

    

где - тормозной путь автомобиля.

         Учитывая, что значения величины тормозного пути регламентируются Правилами ЕЭК ООН и государственными стандартами, величина тормозного пути рассчитывается по эмпирическим зависимостям, с учетом типа автомобиля:

–  для легкового автомобиля;

     

–  для автобуса с полной массой: более 5 т;

 

–  для грузового автомобиля;

     

–  для автопоезда с полной массой более12т;

         .

         По третьему условию исходят их того, что дистанция зависит от разницы тормозных путей автомобилей движущихся в одном направлении, так как впереди движущийся автомобиль – ''лидер'' в процессе торможения также перемещается вперед на величину своего тормозного пути. 

         Это условие является частью теории ''следования за лидером''. Математическим выражением теории является микроскопическая модель транспортного потока, в каждой рассматривается элемент потока – пару следующих друг за другом транспортных средств.

         Уравнения теории ''следования за лидером'' описывается взаимодействие между автомобилями с учетом реакций водителя на изменения, происходящие в транспортном потоке, называемые ''стимулами''. 

         Основное уравнение теории следования за лидером имеет вид:

   

где ,  - скорости движущегося за ''лидером'' автомобиля и ''лидера''. Из выражения (8) ''стимул''  равен:

     

         Значения стимула могут быть как положительными, так и отрицательными. Так, если лидер движется с ускорением, то стимул положителен. В противном случае он отрицателен.

         По выражению (2), с учетом выражения (8), динамический габарит равен:

 

где , - время реакции ''лидера'' и водителя движущегося за ним.

         В целях упрощения выражения (10) можно записать

  - скорость ''лидера'' 

  - ускорение или замедление                                        ''лидера'',

 - время реакции ''лидера''

 = - время реакции водителя следующего за лидером.

  тогда имеем:

    

         Расчет по выражению (11) следует производить на основании данных , принимаемых по технической характеристике автомобиля. Время реакции может быть принято равным для обоих случаев. (Например, см. табл.7.2. стр.116 и табл. 5.85.11 стр.73-76.  Боровский Б.Е.).

Задание 3.

«Расчет приведенной интенсивности движения смешанного транспортного потока»

         Известен состав транспортного потока включающий мотоциклы; легковые автомобили; грузовые автомобили грузоподъемностью до 2, 5, 8 и 14 т; автобусы; троллейбусы; автопоезда грузоподъемностью до 6, 12, 20 и 30 т – требуется определить приведенную интенсивность движения транспортного потока.

         Данные по интенсивности движения каждого типа транспортного средства назначаются преподавателем по шифру зачетной книжки.