Автомобилизация и дорожное движение. Характеристика дорожного движения. Задержка движения. Исследование дорожного движения. Анализ дорожно-транспортных происшествий, страница 23


Рис.28. Зависимость    плотности обгонов от соотношения интенсив­ности движения на встречных по­лосах.


При близких интенсивностях  на встречных потоках наблюдаются одиночные обгоны, а при резком различии – групповые. При очень низкой интенсивности на встречной полосе, на обгон выезжает сразу несколько автомобилей.

На практике, наблюдаются случаи обгонов в неблагоприятных дорожных условиях, когда скорости транспортных средств существенно отличаются. Например, в конце подъема, где наиболее опасны. Причем, чем больше разность скоростей на подъемах, тем выше плотность обгонов, см. рис. 29.


Рис. 29. Влияние  средней разно­сти скоростей движения автомоби­лей на плотность обгонов.


В теории рассматривают шесть наиболее характерных схем обгона, которые увязывают с уровнем удобства и качественным состоянием потока, см. табл. 6.

Таблица 6.

Схемы обгона и их характеристики.

Схема обгона,

Уровень удобства движения

Средние характеристики режима движение

Путь обгона, м

Время

обгона, с

Скорость обгоняющего, км/ч

Скорость обгоняемого, км/ч

А

155

8

63,0

55,0

А

145

9

71,0

60,0

Б

170

105

62,0

56,0

В

110

6

65,0

45,0

Б, В

350

17

64,О

50,0

Б, В

>420

>20

62,0

50,0

Первая схема характерна для свободного транспортного потока (уровень удобства движения А), когда имеется достаточное расстояние видимости и нет встречных автомобилей в видимой зо­не дороги.

Вторая схема возможна также при свободном транспорт­ном потоке. Однако для второй схемы характерна небольшая дли* на начальной ветви траектории обгона и большая длина второй ветви. Эта схема наблюдается при небольшой разности скоростей обгоняющего и обгоняемого автомобиля. В этом случае обгоняю­щий автомобиль, набирая скорость, длительное время движется по встречной полосе.

Третья схема   для частично связанного транспорт­ного потока (уровень удобства Б). При этой схеме начальная ветвь траектории больше конечной. Более короткая конечная ветвь траектории объясняется близким расположением встречного авто­мобиля.

Четвертая схема характерна для связанного тран­спортного потока (уровень удобства В), когда наблюдаются стес­ненные условия движения. По этой схеме обгоны выполняются в плотном потоке в основном автомобилями, имеющими высокие ди­намические качества.

Пятая схема характерна для уровня удобства В при не­равномерном распределении интенсивности движения по направ­лениям. В этом случае один быстрый автомобиль обгоняет груп­пу автомобилей.

Шестая схема возможна при частично связанном и свя­занном транспортных потоках, когда наблюдается неравномер­ное распределение интенсивности по направлениям. При явно вы­раженном преобладании интенсивности движения в одном направ­лении имеется возможность выезда на обгон группы автомо­билей.

Обгон как маневр может быть охарактеризован отдельными показателями, содержательное значение которых показана на рис. 30 и 31.

Рис.30. Схема обгона.

На рис.30 приняты следующие обозначения:

 – путь обгона;

 – первая безопасная дистанция;

 – вторая безопасная дистанция;

 – протяженность участка дороги, вовлеченного в обгон;

 – расстояние между обгоняющим и встречным автомобилями.

Рис. 31. Характеристика обгона.

На рис.31. приняты следующие обозначения:

 – дистанция до встречного транспорта, между автомобилями 2 и 1;

 – безопасная дистанция, между последовательно движущимися транспортными средствами 2 и 3, в начале обгона;

 – безопасная дистанция, между последовательно движущимися транспортными средствами 2 и 3, после завершения обгона;

 – время, затрачиваемое автомобилем 1 на прохождения расстояния до ;

 – запасная дистанция, между автомобилями 1 и 2, на момент завершения обгона;