Автомобилизация и дорожное движение. Характеристика дорожного движения. Задержка движения. Исследование дорожного движения. Анализ дорожно-транспортных происшествий, страница 10

Говоря о причинах возникновения ДТП, следует заметить, что эти причины являются результатирующим показателем и в них не указываются истинные обстоятельства и факторы, приводящие к их возникновению, что ограничивает возможности принятия решений, направленных на сокращение числа ДТП.

В этой связи, в практике анализа причин возникновения ДТП следует сопоставлять факт возникновения ДТП с выводами, которые сделаны экспериментами при рассмотрении условий возникновения ДТП с целью установления истинных причин вины.

Осуществляя оценку аварийности на участках дорог с большой протяжённостью, используют показатель относительной аварийности (отношение количества ДТП, приходящихся на 1 млн. км пробега общей протяжённости участка дороги). Показатель относительной аварийности может быть рассчитан с учётом интенсивности движения.

К 

l – дальность.

В практике учёта причин возникновения ДТП в целях обеспечения наглядности  и отслеживания динамики, используют различные методы фиксации ДТП на местности. Так, в частности, количество и виды ДТП наносят на карту местности. Тогда образное отображение сконцентрированных в каком-то районе значков  даёт возможность выделить наиболее опасные места концентрации ДТП.


Рис. 10 Линейный график ДТП.


В отдельных случаях, в особенности если речь идёт об оценке ДТП на проезжей части вне населённого пункта, используют линейные графики. Зная протяжённость трассы, всегда есть возможность произвести расчёт числа ДТП на 1 км дороги.

Естественно это даёт возможность ввести соответствующие ограничения по скорости движения, режимам обгона, места стоянки. Кроме названных методов учёта ДТП применяется масштабная схема. Суть её состоит в том, что она наносится на специально выделенные паспортизованные участки дороги и отображает реальную картину, связанную с причинами возникновения ДТП.

Рис.11. Масштабная схема ДТП


Кроме того, ведётся специальная карточка учёта ДТП, в которую заносится дата, место, тип ДТП.

Каждое ДТП характеризуется своей тяжестью с тем, чтобы иметь сопоставимые данные по тяжести.

В 1938г. Рейнгольт предложил ввести показатель тяжести учёта ДТП. Он заключается в том, чтобы имелась возможность получить значение, дающее количественную оценку тяжести ДТП.

 

где n – частота (количество) ДТП

      Р – степень тяжести ДТП.

Значения  Р оценивались следующим образом:

        

         

Этот показатель может быть пересчитан в связи с учётом интенсивности и протяжённости  данного участка.

Результаты, полученные Рейнгольдом, были преломлены для современных условий и зависимость преобразована в выражение степени опасности:

, где

 -  повреждение автомобиля = 1;

 - лёгкое ранение = 1,2;

 - инвалидность = 28;

 - гибель взрослого человека = 81;

 - гибель ребёнка = 106.

Таким образом, имея показатель опасности дороги, представляется возможность охарактеризовать каждый отдельно взятый участок по факту возникновения ДТП и принять упреждающие меры, направленные на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий.

Оценка опасности ДТП носит весьма относительный характер. Она связана с необходимостью оценки человеческой жизни.

Однако в отдельных странах принята категорийность оценки человеческой жизни, выраженная в рублях, это делается для того, чтобы имелась возможность определить материальный ущерб по прямой зависимости.

Оценка степени опасности участка дороги в зависимости от наличия конфликтных точек.

Под конфликтными точками понимают точки, образуемые вследствие предполагаемых пересечений траекторий движения транспортных средств. При рассмотрении участка дороги имеется возможность предположить возникновение конфликтных точек. Они образуются, как правило, вследствие возникновения следующих условий на проезжей части дороги:

-  ответвление;

-  слияние;

-  пересечение.

Каждое из названных условий оценивается соответствующим показателем опасности:

-  ответвлением 1;

-  слиянием 3;

-  пересечением 5.