Так, рассматривая явление конфликтной компетентности, Петровская Л.А. обозначает его как сложное интегральное образование и рассматривает в качестве составной части компетентности в общении.
Анализируя возможности психологического влияния на межличностный конфликт, Петровская отмечает в первую очередь возможность влияния именно на восприятие конфликта человеком при ориентировке в ситуации. «Как участники воспримут конфликт, как к нему отнесутся – часто оказывается решающим для его преодоления» [21].
Л.А Петровская считает, что основными образующими конфликтной компетентности выступают компетентность участника в собственном Я («Я-компетентность»), т.е. адекватная ориентация в собственном психологическом потенциале, а также в потенциале другого участника (участников), и ситуационная компетентность (ориентировка в самой конфликтной ситуации, умение реконструировать ее компоненты). Важнейшими характеристиками высокого уровня конфликтной компетентности являются субъектная позиция в конфликте (прежде всего как рефлексивная культура, помогающая человеку стать своеобразным посредником самому себе в конфликте), а также уровень культуры саморегуляции, прежде всего эмоциональной.
Осознание участниками отмеченных моментов, по мнению Петровской Л.А. – важная предпосылка продуктивного психологического климата развития конфликта [22].
Итак, обобщая вышесказанное, конфликтная компетентность в рамках социальной психологии рассматривается как система внутренних средств, необходимых для адекватной ориентировки в конфликтной ситуации и построения продуктивного взаимодействия, направленного на разрешение возникшего противоречия.
1.5 Понятие конфликтной компетентности в конструктивной психологии конфликта.
Прежде чем приступить к описанию понятия конфликтной компетентности в рамках данного подхода, следует кратко охарактеризовать особенности самого этого подхода. Это «лирическое» отступление позволит понять основные отличия в особенностях исследования конфликтной компетентности в социально-психологической традиции и рамках конструктивного подхода.
Конструктивная психология конфликта «выросла» из культурно-исторической теории (далее КИТ), которая в свою очередь рассматривает конфликт, как неотъемлемый механизм развития [7]. Конфликт в КИТ – это кульминационная часть любого возрастного кризиса, преодоление которого позволяет индивиду перейти на следующую возрастную ступень, интериоризировав новообразование прошлого возраста, превратив его в средство, инструмент для освоения новой социальной ситуации развития. Отсюда, на наш взгляд, и «произрастают» основные идеи конструктивной психологии конфликта:
· Во-первых, идея о том, что конфликт – это, по меньшей мере, нормально, его не надо бояться, кроме того, им можно управлять и даже специально конструировать, с целью не только снятия противоречия, но и развития личности. В качестве иллюстрации данного тезиса уместно вспомнить образное выражение Г.П. Щедровицкого: «два ругающихся человека – это единица жизни!» [44].
· Во-вторых, равно как ребёнка можно научить культурным формам поведения и заменить ими естественные (например, научить есть ложкой, а не руками, как наши дикие предки), так и конструктивным формам разрешения конфликта (прежде всего сотрудничеству), также можно научить, через преодоление деструктивных, агрессивных, естественных форм поведения.
Итак, возвращаясь к понятию конфликтной компетентности в конструктивной психологии конфликта, можно с уверенностью сказать, что его необходимо определять через специфику понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация», которые были подробно рассмотрены нами ранее (см. п.1.1 данной работы), поскольку возникновение конфликтной ситуации с необходимостью ставит вопрос о разрешении этой ситуации. Но в какую сторону будет направлен этот процесс, к каким результатам он приведет, будет зависеть от того, насколько позиционирующий субъект оснащен способами работы с конфликтом, т. е. от его конфликтной компетентности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.